Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Шакина
Статья опубликована в № 3662 от 28.08.2014 под заголовком: Короче, улет

«Проверка» Галы Сухановой победила на фестивале «Короче»

В Калининграде завершился кинофестиваль «Короче», в программе которого метраж картин соответствует названию смотра
Без наград осталась сновидческая «Зинаида»
korochekino.com
Победители

Лучший фильм - «Проверка», реж. Гала Суханова Лучшая анимация - «Почему банан огрызается» реж. Светлана Разгуляева Лучший сценарий - «Толчок», реж. Алексей Наумов Лучшая режиссура - «Ночные зимние люди», реж. Валерий Полиенко Дипломы - «Шрёдер», реж. Михаил Довженко, «Вещественные доказательства: Компьютер», реж. Егор Гаврилин, «Нечаянно», реж. Жора Крыжовников, «Золотая сайра», реж. Денис Тереничев

На смотры короткого метра продюсеры слетаются примерно с теми же целями, что дамы на недели моды - посмотреть сегодня, на что стоит тратиться завтра. Главной кузницей кадров долгое время считался малолитражный конкурс «Кинотавра». Оттуда вышли чуть ли не все звезды авторского кино последнего десятилетия: показав маленький фильм, на следующий год Алексей Мизгирев, Игорь Волошин, Михаил Сегал, Нигина Сайфуллаева и другие возвращались в Сочи с большим. Теперь, когда в Калининграде завершился уже второй фестиваль «Короче», стало ясно - у «Кинотавра» появился конкурент, хоть и проходит он уже после сочинского форума, пользуясь в какой-то степени его плодами, и укладывается в один-единственный уикенд. Конкурент прежде всего стилистический: если в Сочи, как правило, попадают авторы с крепкой рукой, потенциально способные, по мнению отборщиков, на масштабные киносвершения, то программеров «Короче» манит благородная сумасшедшина. Практически все фильмы конкурса вне зависимости от качества сняты людьми с крепко повернутой головой, что в России, где соответствие проверенным культурным лекалам исторически ценится больше тревожного нонконформизма, выглядит особенно смело: не зря фестиваль проходит в самой европейской точке РФ.

Перед зрителями, дисциплинированно оккупировавшими калининградские кинозалы, пронеслась череда большей частью качественных авторских фантазмов. Вот крикливая телерепортерша попадает во временную петлю и вынуждена раз за разом ловить за ногу полуодетого самоубийцу в копеечном киберпанке Алексея Наумова «Толчок». Вот жертва строгой диеты падает с воздыхателем на постель, устеленную вместо роз пирогами, в нуар-юмореске Тимура Галеева «Голод». В «Исходе» Кирилла Соколова медсестра ставит капельницу деревянному стулу, а в «Золотой сайре» Дениса Тереничева три заветных желания пухлого охранника исполняет консервная банка. Даже откровенно слабая мелодрама Алексея Рубинштейна «День матери» о смелых и добрых сыновьях, которые кормят маму-колясочницу тортом, внезапно оборачивается боевиком о том, как победить гомофобию с помощью двух подобранных на улице веток.

Непременная для российского кино социальщина повернулась своей карнавально-скоморошьей стороной: в полудокументальном эксперименте Любови Матюниной «Кому на Руси жить хорошо?» одноименная поэма превращается в рэп, а пресловутых семерых мужиков, ищущих счастья, имперсонируют скачущие по российскому селу фигуры в гигантских бумажных масках. В абсурдистском этюде Александра Бушуева «Борец с коррупцией» артист, которого приглашают на роль современного Бонда, в перерывах между пробами жарко исповедуется большому портрету Штирлица (говорят, первоначально на портрете был российский президент, но режиссер решил от греха предпочесть лицо Вячеслава Тихонова). Главный приз фестиваля, надо сказать, получила наименее странная, но и наиболее киногеничная из представленных картина ученицы Вадима Абдрашитова Галы Сухановой «Проверка» - о маленькой девочке, которая устраивает маленькое представление для органов соцопеки, выгораживая запойную мать. Узнаваемые, но определенно съехавшие с катушек персонажи действуют в увенчанных не только в Калининграде, но до того и в Омске с Сочи лентах Жоры Крыжовникова и Валерия Полиенко.

Самый, пожалуй, революционный фильм фестиваля и вовсе напрашивался на аналогии с дебютом Дэвида Линча «Голова-ластик». Черно-белая сновидческая «Зинаида» - о таинственной титульной карлице, которая при содействии зловещего социального работника находит себе помощника, который возит ее к стоматологу на закорках, будто Хома Брут панночку, вынужден наблюдать ее странные танцы под двухкассетник, а потом и жениться на ее неприятной сестре, - не получила ни одной награды, но определенно осталась мощной отметиной в сердцах съехавшихся на фестиваль профессионалов. Очень хочется верить, что кто-то из них поспособствует скорейшему выходу на экран полнометражного дебюта авторов «Зинаиды» Дарьи Хомяковой и Александра Салтыкова.

Калининград

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать