Открылась первая выставка, посвященная издателю Алексею Суворину

Суворин в своем кабинете, 1910-е

Открылась первая выставка, посвященная издателю Алексею Суворину (1834-1912). В России эпохи Достоевского и Толстого не было журналиста знаменитее и могущественнее, чем Суворин. Он выпускал газеты, журналы и справочники, владел издательством, театром, писал прозу и пьесы, о его любовных похождениях ходили легенды, внедриться в его архив мечтали филологи и историки. Суворин был дружен с Витте, поздравить с юбилеем принадлежавшей ему газеты «Новое время» приезжали великие князья и министры, Дягилев называл его «владыкой русской прессы», а современные исследователи сравнивают с американским газетным магнатом Херстом. Но архив пропал в Югославии, куда эмигрировали дети, а после революции имя Суворина стало в России нарицательным: статья Ленина «Карьера» надолго закрыла тему «Суворин и журналистика».

Возможно, желанием расставить новые акценты объясняется просветительский, а не проблемный подход к герою на выставке «Как издатель я оставлю прекрасное имя». Выставка в московском доме-музее А. П. Чехова - первая в истории, посвященная петербургскому издателю. Куратор Эрнест Орлов отобрал около сотни экспонатов из фондов музея, некоторые из них показывают впервые. Суворин любил Чехова (чем вызывал ревность собственных сыновей), они много общались и переписывались. Расхождение началось после того, как «Новое время» заняло антисемитскую позицию по делу Дрейфуса, но и позже имя Суворина часто встречается в письмах Чехова.

Взгляды Суворина постоянно эволюционировали: он начинал как либерал, затем сместился на правый фланг политики, а в 1900-е его газета звучала реакционно. Возможно, это связано с манерой вести редакционные дела: Суворин часто отправлял тексты в набор, не читая их, доверяя авторам, даже тем, с кем вел отчаянную полемику. При этом газетное дело знал, в расчетах был честен, заботился о рабочих. Его дневники читаются как роман. В свое время их герой напомнил Тынянову злодея, прикрывающего лицо руками. Но выставка позволяет разглядеть и другие, более человеческие черты.

Выставка открыта до 20 ноября