В Михайловском театре показали «Класс-концерт»

Михайловский театр выпустил премьеру знаменитого советского «Класс-концерта», стянув в Петербург лучшие силы мировой хореографии
Леонид Сарафанов (в центре) продемонстрировал безупречный академизм/ Михайловский театр

«Класс-концерт» Асаф Мессерер, легендарный педагог и хореограф Большого театра, впервые поставил в 1962 г. В этом получасовом одноактном балетике взрослые танцовщики и ученики балетной школы в черно-белой репетиционной форме на пустой сцене под незатейливый музыкальный микс проделывали тренаж, которым начинается каждое балетное утро. Фишка была в том, что в классе Мессерера занимались Плисецкая, Максимова, Адырхаева, Сорокина, Лиепа, Васильев, Владимиров. Они же выходили на сцену и в «Класс-концерте», соревнуясь в виртуозности, смелости и оригинальности и воодушевляя зал чувством абсолютной свободы. В середине 2000-х Большому, находившемуся на новом художественном взлете, вновь удалось поймать тот ликующий кураж, и спектакль вернул в репертуар Михаил Мессерер, представитель нового поколения знаменитой балетной династии.

Теперь, на посту главного балетмейстера Михайловского театра, Михаил Мессерер рискнул восстановить спектакль для этой труппы. Для пущего эффекта собственными регулярными силами в «Класс-концерте» решили не ограничиваться. Наталья Осипова и Иван Васильев, сенсация предыдущей московской версии, были приглашены воспроизвести свои полеты. В центре внимания оказалась и еще одна приглашенная звезда Михайловского Полина Семионова с немцем Фридеманом Фогелем. В крошечных соло гости подтвердили свой звездный статус.

Но формат «Класс-концерта» позволил удостовериться, что Михайловский театр и сам обладает танцовщиками мирового класса или способными стать ими в ближайшее время. И если безупречный академизм Леонида Сарафанова и стилистическая тонкость и изысканность Екатерины Борченко давно известны в балетном мире, то остальные танцовщики до сих пор оставались в тени приглашенных звезд. Но Анжелина Воронцова, даже несмотря на непреодоленную отпускную форму, обладает сильной техникой, Иван Зайцев достойно справляется с трюками, предназначенными для Васильева, Виктор Лебедев потенциально идеальный принц, Светлана Бедненко приковывает взгляд невероятной красотой поз, а такой выразительности адажио, как у Анастасии Соболевой, сегодня почти не найти. Поэтому после спектакля зрители не делили солистов на звезд и всех остальных и в экстазе долгое время не отпускали всех танцовщиков.

Звезд же позволили разглядеть подробнее в классических балетах. Правда, самый долгожданный спектакль - соединение в «Лебедином озере» Натальи Осиповой с ее любимым партнером Дэвидом Холбергом - был отменен из-за травмы американца. Балерина выступила только в «Жизели», в которой ее в Петербурге неоднократно видели. Спектакль с Леонидом Сарафановым в роли Альберта получился страстным, но растерявшим былую цельность - вероятно, потому, что Осипова осваивает новый для себя английский стиль и английский вариант «Жизели». Сарафанов же, лет на десять застрявший в образе отличника балетного чистописания, как оказалось, именно в Михайловском театре преодолел свою актерскую однотонность: его Альберт за время спектакля испытал не менее трагические извивы судьбы, чем Жизель. Гораздо более уравновешенными и безупречными в своем соответствии канону оказались в той же «Жизели» Полина Семионова и Фридеман Фогель. «Лебединое озеро» Семионовой тоже можно изучать как пример идеально выверенной работы. Но для петербургского зрителя не менее важно, что благодаря гастролерам можно было оценить и работы собственных солистов: Михаила Венщикова в роли Ротбарта («Лебединое озеро»), Андрея Касьяненко в партии Лесничего и Романа Петухова в партии Оруженосца Альберта («Жизель»). За пять лет, прошедших со времени премьеры «Лебединого озера», неузнаваемо изменился кордебалет Михайловского театра. Возможно, мы еще увидим тот день, когда его лебединым хороводам можно будет поставить пятерку за чистописание.