Статья опубликована в № 3681 от 24.09.2014 под заголовком: Симфонический саммит

Спецпроект «Время Тертеряна» стал главным событием Симфонического форума в Екатеринбурге

Завершившийся в Екатеринбурге III Симфонический форум России проходил под слоганом «Место встречи российских оркестров»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Дирижер Дмитрий Лисс
Екатеринбургский Симфонический Форум

Статус уральской столицы как центра отечественной оркестровой жизни в очередной раз закреплен, и теперь уже точно это место встречи изменить нельзя. А в числе внутренних интриг и увлекательных сюжетов форума оказался екатеринбургский дебют и в каком-то смысле заочный турнир двух самых харизматичных российских дирижеров среднего поколения, прибывших во главе своих оркестров. Теодор Курентзис вместе с пермской MusicAeterna играли Седьмую и Пятую симфонии Бетховена, который в их трактовке не был школьным венским классиком или романтическим мятежником. В головокружительно быстрых темпах и аскетичном звучании предстал другой Бетховен, брутальный, с грубыми мужицкими акцентами, без рефлексии и сантиментов. А концерт Владимира Юровского и Госоркестра имени Светланова стал отдушиной для всех, кто воспринимает музыку как средство общения. У дирижера уникальное умение выстроить программу (на сей раз посвященную 100-летию начала Первой мировой войны) и разговаривать с залом как музыкой, так и словом, а у его оркестра - объемный благородный звук, идеальный баланс и качественные cоло.

В деловой части был и традиционный корпоративный семинар Союза концертных организаций России, на который собрались руководители и организаторы концертного дела России и их коллеги из-за рубежа. В круг обсуждаемых вопросов на этот раз попала животрепещущая тема использования нотного материала и сложных в российском варианте взаимоотношений с правообладателями-издательствами.

Главной содержательной доминантой симфонического саммита стал его спецпроект «Время Тертеряна». 2014-й - год двойного юбилея великого армянского отшельника, летом ему исполнилось бы 85, если бы он не ушел из жизни в декабре 1994 г. в Екатеринбурге. В тот последний год Урал для Авета Тертеряна стал местом, где он обрел понимание, поддержку, работу, круг общения. В рамках Симфофорума состоялись посвященные композитору мини-кинофестиваль, выставка, литературный вечер, встречи, дискуссии и презентации нового издания книги «Беседы с Аветом Тертеряном», автор которой, сын композитора Рубен Тертерян, прилетел в Екатеринбург.

Музыку Тертеряна на Симфофоруме играли два оркестра и два дирижера, у которых на это особые права. Ярославский губернаторский оркестр во главе с Мурадом Аннамамедовым (которому посвящена последняя, Восьмая симфония Тертеряна) исполнил Пятую симфонию, а Дмитрий Лисс и Уральский филармонический (сыгравший все симфонии композитора) - Третью. Масштабные полотна, где по-особому спрессованы физическое время и магическое пространство, где используются национальные армянские инструменты - кяманча, дудук, зурна, - но общая звуковая концепция выходит не локального, а космического масштаба.

Екатеринбург

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more