Стиль жизни
Бесплатный
Петр Поспелов
Статья опубликована в № 3682 от 25.09.2014 под заголовком: Высокий хор

В Консерватории спели Джона Тавенера и Джона Тавернера

Московская консерватория и Британский совет совместно провели фестиваль и международную научную конференцию «От Тавернера к Тавенеру. Пять столетий английской духовной музыки», которые стали частью перекрестного года культуры Великобритании и России.

Нельзя было выбрать более подходящую фигуру, чтобы продемонстрировать британско-российские культурные узы, чем Джон Тавенер. Выдающийся английский композитор, он сознательно выбрал православную веру, испытал благое влияние матери Феклы (аббатиссы монастыря в Йоркшире), написал Реквием на стихи Ахматовой и «Святый Боже» на русский церковный текст, а в прошлом году, отбыв в лучший из миров, был отпет по православному чину.

Вместе с тем Джон Тавенер гордился своим однофамильцем - Джоном Тавернером, великим композитором-полифонистом, творившим в XVI веке и имевшим в фамилии на одну букву больше.

На фестивале пели обоих, одного за другим, доказывая, что интервал в пятьсот лет не значит ничего, если в музыке есть божественное присутствие. На высокую полифонию старого мастера стиль Тавенера современного, впрочем, не похож: ему больше по душе неспешная просодия и внимание к нюансам слова, берет ли он священные тексты или стихи Уильяма Блейка. В музыке Тавенера эпизоды умозрительного происхождения стоят рядом с естественными и даже банальными, причем одно не противопоставляется другому. Чистотой хорового письма Тавенер похож не столько на Игоря Стравинского и Арво Пярта (которых тоже исполняли на фестивале), сколько на Георгия Свиридова, а позицией композитора сакрального - на Владимира Мартынова (книги и теории у него тоже есть).

Пели на фестивале два вокальных ансамбля, похожих как две капли воды - знаменитые The Tallis Scholars под управлением Питера Филлипса и московская Intrada под управлением Екатерины Антоненко. Хор Тавенера-младшего «Агнец» спели одинаково стройно те и другие, но русские все же чуть задушевнее. В композиции «Из Реквиема» ансамбли соединились, их прозрачному строю было сродни чистейшее сопрано Юлии Лежневой, запевавшей откуда-то с горних высот, а если точнее, то с балкончика осветителя.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать