Выставка номинантов премии Кандинского в «Ударнике» смахивает на саму себя

В здании все еще не отреставрированного кинотеатра «Ударник» открылась очередная выставка премии Кандинского
Зрители могут составить свое мнение раньше жюри/ С. Портер/ Ведомости

Здание «Ударника», которое не спешит полноценно осваивать арендовавший его на несколько десятилетий вперед предприниматель Шалва Бреус (глава Breus Foundation, прежде известного как фонд «Артхроника»), уже не забавляет ковролиново-гипсокартонными следами отделки, оставшимися от обитавшего тут казино. Последние три премии, проходившие в этом антураже, да и все предыдущие, начали уже как-то сливаться в одну нескончаемую выставку, где все роли расписаны, а объекты и авторы занимают заготовленные места.

Для пользы выставочной сценографии обязательно должно быть что-то масштабное и деревянное, в данном случае - серия работ «Утопический скелет» краснодарской группировки ЗИП, которая номинируется второй раз и второй же раз с утопиями (на прошлых премиях за деревянные структуры отвечали сначала Полисский, потом Пушницкий). Необходим образец новой тщательной фигуративной живописи: на этот раз ее обеспечивает выпускница Суриковки Мария Сафронова, которая тоже номинируется второй раз, при этом удивительно напоминая давнюю лауреатку Кандинского Таисию Короткову. Нельзя обойтись без серии социальных фотографий: в данном случае это проект Лилии Ли-ми-Ян Masters and servants о хозяевах и их слугах, но почти идентичные проекты были и раньше - например, на премии 2012-го серия Анастасии Хорошиловой «Человек без территории».

Со сложноинсталлированной серией фотографий-лайтбоксов, как и в прошлом году, выступил преподаватель Владислав Ефимов (в прошлый раз на снимках были дома, в этот раз - растения). Наконец, в роли Ирины Кориной снова Ирина Корина, чьи работы в кичевом убранстве «Ударника» существуют, надо признать, органичней других. В прошлом году ее инсталляция была представлена небольшим макетом, в этом ей дали развернуться в пространстве.

Сходств и буквальных повторений с предыдущими премиями при желании можно найти без числа, но вряд ли это проблема повторяемости в самом искусстве, которое всегда и типично, и уникально. Скорее это проблема консервативного отбора и зависимости от наработанных экспозиционных решений. И все последние годы премию, которая едет по проверенной колее, вывозят ученики Школы Родченко, на которых премия, кажется, полагается очень сильно: все замечают, что состав премии молодеет (дипломная выставка школы в этом году прошла у Бреуса в «Ударнике»), и, если бы не видеочасть (Антонина Баевер и ее работа «Возвращаясь вместе», Елена Артеменко и ее «Событие» и др.), выставка рисковала бы превратиться в свалку картона, дерева и других материалов, призванных воплощать «инсталляционное искусство», так подходящее для заполнения неосвоенных площадей «Ударника».