Выставка номинантов премии Кандинского в «Ударнике» смахивает на саму себя
В здании все еще не отреставрированного кинотеатра «Ударник» открылась очередная выставка премии КандинскогоЗдание «Ударника», которое не спешит полноценно осваивать арендовавший его на несколько десятилетий вперед предприниматель Шалва Бреус (глава Breus Foundation, прежде известного как фонд «Артхроника»), уже не забавляет ковролиново-гипсокартонными следами отделки, оставшимися от обитавшего тут казино. Последние три премии, проходившие в этом антураже, да и все предыдущие, начали уже как-то сливаться в одну нескончаемую выставку, где все роли расписаны, а объекты и авторы занимают заготовленные места.
Для пользы выставочной сценографии обязательно должно быть что-то масштабное и деревянное, в данном случае - серия работ «Утопический скелет» краснодарской группировки ЗИП, которая номинируется второй раз и второй же раз с утопиями (на прошлых премиях за деревянные структуры отвечали сначала Полисский, потом Пушницкий). Необходим образец новой тщательной фигуративной живописи: на этот раз ее обеспечивает выпускница Суриковки Мария Сафронова, которая тоже номинируется второй раз, при этом удивительно напоминая давнюю лауреатку Кандинского Таисию Короткову. Нельзя обойтись без серии социальных фотографий: в данном случае это проект Лилии Ли-ми-Ян Masters and servants о хозяевах и их слугах, но почти идентичные проекты были и раньше - например, на премии 2012-го серия Анастасии Хорошиловой «Человек без территории».
Со сложноинсталлированной серией фотографий-лайтбоксов, как и в прошлом году, выступил преподаватель Владислав Ефимов (в прошлый раз на снимках были дома, в этот раз - растения). Наконец, в роли Ирины Кориной снова Ирина Корина, чьи работы в кичевом убранстве «Ударника» существуют, надо признать, органичней других. В прошлом году ее инсталляция была представлена небольшим макетом, в этом ей дали развернуться в пространстве.
Сходств и буквальных повторений с предыдущими премиями при желании можно найти без числа, но вряд ли это проблема повторяемости в самом искусстве, которое всегда и типично, и уникально. Скорее это проблема консервативного отбора и зависимости от наработанных экспозиционных решений. И все последние годы премию, которая едет по проверенной колее, вывозят ученики Школы Родченко, на которых премия, кажется, полагается очень сильно: все замечают, что состав премии молодеет (дипломная выставка школы в этом году прошла у Бреуса в «Ударнике»), и, если бы не видеочасть (Антонина Баевер и ее работа «Возвращаясь вместе», Елена Артеменко и ее «Событие» и др.), выставка рисковала бы превратиться в свалку картона, дерева и других материалов, призванных воплощать «инсталляционное искусство», так подходящее для заполнения неосвоенных площадей «Ударника».