Фестиваль старинной музыки в Санкт-Петербурге вспомнил придворные радости

Фестиваль старинной музыки в Санкт-Петербурге уделил внимание композиторам, работавшим для монархов
Андрей Решетин

Денег все меньше, а энтузиазма все больше - кажется, это правило жизни российской культуры окончательно вытеснило закон о дураках и дорогах. Фестиваль старинной музыки в Петербурге прошел в 17-й раз - можно только удивляться энергии его устроителей, прежде всего скрипача Андрея Решетина. Вместе с Британским советом и Марком де Мони он учредил фестиваль в 1998 г. и сейчас по-прежнему отвечает за его программу. Как худрук он стремится к многообразию.

Так, французское трио Concordia исполнило произведения придворного композитора Александра I Пьера Кремона. Актер и певец Пино де Витторио показал фрагменты комических опер, игравшихся в барочном Неаполе (и сделал это скорее как актер, чем как певец). А выдающийся аргентинский контратенор Франко Фаджоли исполнил в Капелле вместе оркестром Academia Montis Regalis под управлением Алессандро де Марки арии из опер Николы Порпоры - Фаджоли как раз записал диск итальянца, работавшего по всей Европе, включая Вену, Дрезден и Лондон. Звали его и в Россию, но он не поехал.

Целый день фестиваль музыкально обустраивал Гатчину - причем не только давал концерты, но и проводил встречи публики с дружественными издателями. Под эгидой фестиваля выходит со вкусом составленный и оформленный альманах (на этот раз - с рисунками Александра Траугота и псалмами в переводе Анри Волохонского), полный ученых статей о барочной музыке, в том числе написанных музыкантами, и с компакт-диском в качестве бонуса. В этом году Оркестр Екатерины Великой записал произведения итальянцев, работавших при императорском дворе в Петербурге XVIII века, в том числе свеженайденную партитуру оперы Франческо Арайи «Цефал и Прокрис», исполнявшейся в Ораниенбауме. От версии, записанной на новом диске Чечилии Бартоли, посвященном композиторам-иностранцам в России, она отличается камерным составом оркестра. Еще фестиваль издает и книги. В прошлом году, например, перевели классический труд Иоганна Иоахима Кванца «Опыт игры на флейте траверсо».

Фестиваль старинной музыки в Петербурге давно существует не только как концертный проект, но и как настоящий научно-исследовательский организм, и это редкая характеристика для музыкальной России сегодняшних дней. Тем удивительнее, что среди госорганов фестиваль поддерживает лишь петербургский комитет по культуре и немного Минкульт, остальное добавляют спонсоры и западные партнеры (правда, вскоре могут появиться и партнеры на Дальнем Востоке). Остальные госструктуры и крупные спонсоры к уникальному для нашей страны начинанию интереса почти не проявляют, по крайней мере финансового.

Санкт-Петербург