На фестивале «Территория» натюрморты упрекают зрителя

На московском фестивале «Территория» идут показы проекта Бретта Бейли «Exhibit B», напоминающего, что высокая европейская культура не помешала насилию над народами Африки
Взгляд исполнителя, даже отраженный в зеркале, вызывает у зрителя чувство неловкости/ Sofie Knijff

«Это не спектакль, а выставка», - предупреждает табличка у входа в Московский музей современного искусства. У южноафриканского художника Бретта Бейли нет авторитарной позиции театрального режиссера, который распоряжается временем и вниманием зрителя. В его проекте «Exhibit B» мы общаемся с исполнителями столько, сколько нам самим необходимо. Правда, разрешен только зрительный контакт, на выставке запрещено разговаривать. Чернокожие актеры Бейли - это экспонаты музея. Каждый неподвижно проводит выставочный день в своей декорации и постоянно следит взглядом за посетителями.

Автор проекта живет в Южно-Африканской Республике и во времена политики апартеида невольно принадлежал к ее привилегированному белому населению. Историческая ответственность западного мира перед коренными народами Черного континента стала главной темой художника. «Exhibit B» - работа на грани театра и изобразительного искусства, отсылающая к экзотическим шоу с невольниками-африканцами, которые устраивали белые импресарио в Европе. Такие представления дожили почти до середины XX в. Часто туземцев показывали в «естественной среде обитания», т. е. строили им бутафорские хижины. Бейли дает и другие факты. Чучела людей выставляли в музеях (одна такая экспозиция воссоздана на выставке). Черепа, очищенные вручную теми же чернокожими рабами, исследовались «натуралистами», трудившимися во имя оправдания колониальной политики.

«Exhibit B» охватывает историю расизма от эпохи колониализма до наших дней. Инсталляции посвящены как эпизодам из далекого прошлого, так и современности - в этом случае исполнители выступают в роли самих себя. Некоторых художник привез с собой, других нашел в Москве, разнообразив выставку локальными особенностями. К африканцам присоединился один киргиз. На стендах в последнем зале российские участники рассказывают, как они сталкиваются с дискриминацией в повседневной жизни - кому-то покажется удивительным, что москвичи, привычно агрессивные к приезжим из Средней Азии, почему-то не жалуют и редких в столице африканцев.

Художник рассчитывает не только на эмоциональное потрясение - хотя, впервые встретившись глазами с молчаливым исполнителем, испытываешь не только шок, но и стыд. Неловкость положения зрителя в том, что рано или поздно он привыкает к пристальному взгляду исполнителей и начинает чувствовать себя комфортно, так же как и на любой другой выставке. Бейли заставляет нас любоваться памятниками насилию. Глядя на его инсталляцию, поневоле думаешь о композиции, о цветовом решении - избыточная красота дегуманизирует исполнителей. Люди здесь похожи на предметы роскоши. Они окружены изящными вещами и чучелами экзотических животных. Многих корректируют, перекрашивают. В «Exhibit B» два вида грима: белая краска как бы превращает «дикаря» в «культурного» европейца, а блестящая черная, наоборот, усиливает его «инаковость». Одного такого африканца, загримированного под африканца, Бейли вставляет в раму, вырезанную из репродукции голландского барочного натюрморта с фруктами и цветами. Время написания картины примерно совпадает с теми событиями, о которых рассказывает сопроводительная табличка. Исполнители перечислены среди материалов художника наравне с реквизитом. Например, «самолетное кресло, мужчина из Намибии, мотоциклетный шлем» и т. д. Exhibit - выставка - не случайное слово в названии: серия инсталляций отсылает не только к развлечениям эпохи колониализма, но и к более культурной форме досуга - к музею традиционной живописи.

Бейли переводит вульгарное экзотическое шоу на язык изящных искусств, опираясь на изобразительную традицию, которой западный мир по праву гордится. «Exhibit B» направлен не только против расизма, но и против романтического отношения к европейской цивилизации, к нашей исторической культуре. Культура, в том числе художественная, которую цитирует и переосмысляет Бейли, не ломала цивилизацию насилия и неравенства, а обслуживала ее.

В ММОМА на Гоголевском бульваре 13 и 14 октября