В Москве начинается Фестиваль британского кино

В Москве начинается фестиваль британского кино. В этом году больше половины его фильмов документальные. Но сегодня на открытии покажут «Мистера Тёрнера» классика Майка Ли
В Каннах-2014 Уильям Тёрнер в исполнении Тимоти Сполла был признан лучшей мужской ролью/ КиноПоиск

Переборчивый потребитель культурного продукта в последнее время предпочитает документальное кино художественному, как в свое время предпочитал нон-фикшн роману. Учитывая, какое внимание будет приковано к фильмам о Дональде Трампе, воюющем с жителями шотландской деревни, скандальном репортере, уволившемся из таблоида, и Кевине Спейси с Сэмом Мендесом, выезжающим на гастроли со спектаклем «Ричард III», хотелось бы рассказать о немногих игровых хитах британского экрана, которые на этом фестивале тоже следует ловить - хотя бы потому, что ни один из них в силу разных причин в российский прокат не выйдет.

«Мистер Тёрнер» - свежая работа классика левацкого кино Майка Ли. Прославившийся правдивыми, но оптимистичными зарисовками пролетарского быта, он и в картине о главном гении британской живописи не изменяет себе. Свиноподобный сын цирюльника Уильям Тёрнер не то что не владеет манерами, но толком не умеет выражать мысли словами - великий Тимоти Сполл в этой роли в основном красноречиво хрюкает (и получает за это приз в Каннах). Пока галантные коллеги из Королевской академии плодят пейзажи с лошадками, он харкает на холст - и из его плевка рождается солнце, которое через сотню лет взойдет на полотнах импрессионистов. Талант, растущий из сора, гнушающийся социальных условностей, не чурающийся ненормативной лексики и ставший гордостью отчизны, к которой довольно прохладно относился, - персонаж, о существовании которых стоило бы как можно чаще напоминать отечественному Министерству культуры.

Еще одно кино о творческом самоутверждении, которое превыше всего, - «Боже, помоги девушке». Мюзикл в духе «дорогу молодым» сочинил, снял и озвучил солист шотландской инди-группы Belle & Sebastian Стюарт Мердок. Героиня - трепетная анорексичка, которую упекли в спецклинику, - начинает сублимировать собственные психозы в музыку и стихи. Сбежав из больничного покоя, она встречает субтильного работника бассейна, в свободное время играющего на гитаре и только что подравшегося с собственным барабанщиком. Неудачники сколотят ВИА и заживут полной жизнью. Героиня здесь, словно в картинах золотой эпохи Голливуда, пляшет на улицах и пересказывает свою биографию в песнях, а в перерывах то и дело блюет на пол. Несмотря на уверения терпеливого психиатра, что рисует ей на доске пирамиду человеческих потребностей (сначала еда и прочая физиология, потом социализация, а уж после духовная жизнь), девушке хочется жить исключительно музыкой. Типично англосаксонское кино о прекрасных чудаках - то, что доктор прописал нашему обществу, не переваривающему любой нонконформизм так же, как героиня - больничные обеды.

Драму «Снег в раю» мы также вряд ли увидим на большом экране, но об этом можно сожалеть чуть меньше. Отобранный в каннский «Особый взгляд» режиссерский дебют монтажера Эндрю Хьюма - типичный продукт британского радикала, сочувствующего любым меньшинствам и в этом сочувствии заходящего немного дальше, чем велит разум. Мелкий гангстер, работающий на родного дядю-наркодельца, теряет друга-араба и на фоне неутихающей вины увлекается исламом. Жители лондонского Ист-Энда предстают жлобьем, прихожане местной мечети - отличными парнями, фанатичная вера - способом обрести в жизни смысл. Впрочем, даже такой спорной картины, хоть как-то уравновешивающей white power великороссов, на нашем экране тоже ужасно не хватает.

Фестиваль пройдет в кинотеатре «Горизонт» и в Центре документального кино на Зубовском бульваре