Номинанты национальной театральной премии «Золотая маска» хорошо сбалансированы

Объявлены номинанты национальной театральной премии «Золотая маска»: экспертные советы представили кропотливо сбалансированную конкурсную афишу
В конкурсе есть спектакли мировых звезд режиссуры - например, «Гамлет | Коллаж» Робера Лепажа/ Владимир Песня/ РИА Новости

Неудивительно, что в разделе «Драма» за премию «Лучший спектакль большой формы» соревнуются руководители крупных театров Москвы и Санкт-Петербурга. Это, например, худрук МДТ Лев Додин с «Вишневым садом» и руководитель московского ТЮЗа Генриетта Яновская со спектаклем «С любимыми не расставайтесь». В той же компании - премьеры худруков среднего поколения: «Три сестры» Юрия Бутусова (Театр им. Ленсовета) и «(М)ученик» Кирилла Серебренникова («Гоголь-центр»). Также на эту премию номинированы российские спектакли западных режиссеров: «Гамлет | Коллаж» Робера Лепажа в Театре наций и «Мера за меру» Деклана Донеллана в Театре им. Пушкина.

По сравнению с прошлым годом удвоились шансы на победу Константина Богомолова в главных номинациях. В конкурсную программу входят обе московские премьеры прошлого сезона - «Карамазовы» в МХТ и «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре наций. Обе постановки представлены в номинациях «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссера» и «Лучшая мужская роль» (в этом конкурсе участвуют три богомоловских артиста: Игорь Миркурбанов, Виктор Вержбицкий и Сергей Чонишвили).

Один из фаворитов конкурса «Лучший спектакль малой формы» - «Золушка» Марфы Горвиц в театре «Практика». Ее главные конкуренты в этой номинации - «Алиса», дебют нового худрука Андрея Могучего в БДТ, «Записки покойника» Сергея Женовача в Студии театрального искусства и «Возмездие 12» Клима в Центре драматургии и режиссуры.

Среди спектаклей Группы юбилейного года в Театре на Таганке, главных ньюсмейкеров сезона 2013/14, эксперты отметили только «Присутствие» Семена Александровского (номинации «Эксперимент» и «Лучшая работа режиссера»). Работа Дмитрия Волкострелова «1968. Новый мир» тоже рассматривалась как один из возможных номинантов, но руководство Театра на Таганке потребовало не включать ее в программу, объяснив это невозможностью играть спектакль в условиях ремонта. Зато Волкострелов участвует в конкурсах «Лучшая работа режиссера» и «Эксперимент» со спектаклем собственного театра post «Лекция о ничто».

В балете прошлый сезон был временем буржуазного покоя: большие и малые театры осваивали гигантские бюджеты, прикупая себе западных классиков не только первой, но и второй и даже третьей свежести. Некоторым все же удалось превратить штамповку в художественные события, благодаря этому весной в Москве встретятся балеты Баланчина, ван Манена, Килиана, Ноймайера и Макгрегора. Жаль лишь, что из ряда выпала эштоновская «Тщетная предосторожность» Михайловского театра, у которого штамповка тоже отлилась с индивидуальным клеймом. И непонятным образом еще один спектакль Михайловского из этого же ряда - «Белая тьма» Начо Дуато заблудился в современном танце. На этом фоне особенно эффектной должна оказаться дуэль великого Жан-Кристофа Майо с его «Укрощением строптивой», эксклюзивом Большого театра, против екатеринбургской «Цветоделики» Вячеслава Самодурова, молодого триумфатора прошлогодней «Золотой маски». А в современном танце Екатеринбурга явно не хватает - в конкурс не попали «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой. Обеднит его и отсутствие Switch того же Майо из новых «Граней» Дианы Вишневой.

В разделе «Опера» парадный стиль олицетворяют московские спектакли - «Дон Карлос» из Большого и «Аида» из Станиславского, здоровый баланс традиций и новаций соблюдается в Cosi fan tutte из Большого и Dido из «Новой оперы». Петербург представлен «Отелло» из Мариинского театра и «Царской невестой» из Михайловского. Пермский заповедник Теодора Курентзиса - «Королевой индейцев» и «Носферату». За провинцию выступают «Летучий голландец» из Екатеринбурга и «Евгений Онегин» из Астрахани. Стилистический и географический баланс в отборе экспертов превосходно соблюден, хотя жаль некоторых принципиальных названий, особенно «Лазаря» Шуберта - Денисова в Камерном театре Покровского.