В Эрмитаже показывают искусство раковины
В Эрмитаже открылась выставка раковин - на ней представлено искусство с IV века до нашей эры по сегодняшний деньРаковины напоминают о море, но находят их обычно в земле. Самые древние из известных украшений, перфорированные во времена раннего палеолита раковины морских улиток, обнаружили на горе Кармель в Израиле и при раскопках в алжирском Куид Джеббана. Они выполнены 100 000 лет назад, на рубеже эпох ашеля и мустье. Так что не зря название выставки Эрмитажа цитирует стихотворение Симона Чиковани «Морская раковина» в переводе Беллы Ахмадулиной: «Я, как Шекспир, доверюсь монологу // В честь раковины, найденной в земле».
Предметов, созданных в палеолит, в Синей спальне Зимнего дворца нет, самые ранние, раковины перловицы с отверстиями, датируются IV тысячелетием до н. э. Их обнаружили на раскопках поселения Берново-Лука в Черновицкой области Украины, фотографию в каталоге сопровождает комментарий «публикуется впервые». Таких пояснений в книге немало, публика многое видит впервые, будь то редкой формы серебряная кружка 1650-х годов из Нюрнберга, принадлежавшая князю Юсупову (чеканный декор ее корпуса выполнен в виде раковин), черепаховая табакерка в виде стилизованной раковины морского гребешка (вероятно, Саксония, начало XVIII столетия) или турецкая пороховница конца XVII века из раковины турбо марморатус (собрание Петра I).
Но и известное прежде останавливает на себе взгляд - кубок из раковины наутилуса помпилиуса (Гданьск, ок. 1650), датированное тем же периодом лиссабонское блюдо с павлином в центре и мотивом раковины из семейства Венериды, французская табакерка из золота и перламутра с изображениями раковин и кораллов.
Всего куратор Марина Лопато отобрала более 150 экспонатов, включая нэцке из Японии и статуэтку ламы из Непала. Есть и раковины каури, веками заменявшие деньги в Индокитае, Африке и Европе, - неожиданная страница в истории материала, интерес к которому стал угасать в XIX веке, с изменением представлений о роскоши, но так и не угас до сих пор. Хронология выставки достигает наших дней. Павел Зальцман представлен камеей - портретом Всеволода Мейерхольда (1975), а медальер Монетного двора Алексей Долгов - камеей «Лукаса Кранаха» (1992). В XVIII веке такие маленькие шедевры воспроизводили на картинах. В Эрмитаже есть «Натюрморт с редкостями» Хендрика ван дер Борхта, на выставке же показывают изображенную на нем камею «Жнецы». Умение образа материализоваться - важное доказательство силы искусства.
Выставка открыта до 11 января