Стиль жизни
Бесплатный
Елена Туева

Русский коллекционер собрал одну из крупнейших в мире коллекций Фаберже

Собрание Александра Иванова стало основой частного музея
Пасхальные яйца – самые известные изделия ювелира (на фото – яйцо из березы)

Многие считают, что знаменитый российский ювелир Карл Фаберже делал только пасхальные яйца для императорской семьи, но это не так. Его фирма производила массу бытовых предметов, в том числе дверные ручки, столовые приборы и табакерки, а также разные безделушки. За время своего существования компания Фаберже изготовила 250 000 всевозможных вещей. Вот и коллекция Александра Иванова начиналась с зайца, которого он купил в 1988 году в магазине таможенного конфиската: “Там продавались картины и антиквариат, и однажды мне попалась фигурка работы Фаберже. Как потом выяснилось, настоящая. А тогда к ней прилагалась квитанция, где было написано: "Фаберже под вопросом". Стоил заяц 12 рублей”.

Так родилось увлечение, к которому Иванов отнесся очень серьезно. “Когда я начал понимать, что такое Фаберже, то стал эту тему изучать. Три года в архивах просидел, в частности в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге, и для меня Фаберже стал открытой книгой”.

С тех пор коллекционер смело покупает изделия ювелира, не опасаясь подделок. “Я считаю, Фаберже можно атрибутировать по нескольким признакам, в том числе внешней безупречности и обязательному наличию клейма”, - говорит он.

В российских клеймах Александр разбирается профессионально: в 2002 году он выпустил объемистый том “Пробирное дело в России”, который Минкульт признал учебным пособием. “На фальшивых вещах я не встречал настоящих клейм, - объясняет коллекционер. - За исключением нескольких предметов, явно серийных, в которые были впаяны клейма, взятые с какого-нибудь чайника или ножа. Но это редко бывает, поэтому у нас есть возможность покупать произведения и выставлять их в музее. В год мы приобретаем 150-200 вещей”.

К середине 1990-х годов у Иванова собралась довольно большая коллекция, и он задумался о музее. Конечно в России, где же еще? Но взять в Мос­кве особняк в аренду под музей оказалось не так-то просто. “Это мне вышло бы в $50 млн, не меньше”, - скупо комментирует он.

И тогда Александр обратил свои взоры на немецкий курорт Баден-Баден. “Это чисто русский город”, - говорит коллекционер, имея в виду, что россияне издавна приезжали сюда “на воды”. У крупной табачной компании был куплен особняк, один из лучших в городе, который был отремонтирован и снабжен надежной охранной системой. По оценкам, работы обошлись в 17 млн евро.

9 мая 2009 года состоялось открытие музея. “Руководство Германии и земли Баден-Вюртемберг, а также бургомистр Баден-Бадена очень тепло к этому отнеслись. Один раз провели финансовую проверку - и всё. Федеральное ведомство Германии по культуре тут же присвоило статус национального музея Германии - только работайте! Впервые россиянин за рубежом открыл свой музей, и это был первый в мире музей Фаберже. На открытие собралось более 1200 гос­тей”, - вспоминает Иванов.

Вход стоит недешево даже по европейским меркам - 16 евро. Зато экскурсии на всех европейских языках бесплатные. Главные посетители - американцы, которые приезжают целыми группами. Много австралийцев, японцев, китайцев. Россиян около 20%, еще 40% - немцы. Здание музея занимает примерно 850 кв. м, площадь выставочных залов - около 350 кв. м. Коллекция насчитывает почти 3800 единиц хранения, в том числе три императорских яйца, но залы вмещают всего семьсот, поэтому примерно раз в полгода приходится проводить ротацию. Помимо основной экспозиции есть еще и выставки. Например, “Золото мира”, где представлено ювелирное искусство Центральной Азии, Западной Европы (кельты и норманны), доколумбовой Америки. На умилительной выставке “Зоопарк Фаберже” собраны фигурки животных. “У английской королевы 101 зверек в коллекции, у нас больше 150”, - хвастает Иванов.

Еще в музее можно увидеть цветы Фаберже из драгоценных металлов и поделочных камней, многочисленные табакерки, портсигары, серебряные рамки для фотографий, настольные часы. “У нас собран весь спектр произведений Фаберже, начиная с первых работ, очень редких, которые выпускал Густав Фаберже, отец знаменитого Карла, - рассказывает коллекционер. - Есть также изделия Эрика Колина, с 1872 года главного мастера Карла Фаберже, - тогда еще фирма Фаберже не ставила свои клейма. Большой раздел экспозиции - вещи из меди, томпака (вид латуни. - Прим. ред.) и бронзы. Во время Первой мировой Карл Фаберже производил из этих материалов недорогие подарки: котелки и плошки с двуглавым орлом, которые император, выезжая на позиции, вручал солдатам. Будучи близок ко двору, Фаберже получил военный заказ, в том числе на изготовление втулок для снарядов. Работавшая на него мастерская Хольстрема наладила выпуск шприцев - у нас есть такой шприц. И целая витрина, посвященная самоварам. Кроме того, у нас огромная коллекция ювелирных изделий Фаберже, чего вы не увидите в других музеях, плюс эскизы Карла, его письма и другие документы, по которым можно проследить всю историю фирмы”.

Если судить по музейной коллекции, Карл Фаберже любил пошутить. В Баден-Бадене выставлена такая шутка гения - скульптурный натюрморт. “Кирпич, на нем газета из серебра, селедка, стакан водки и яичница”, - описывает его Александр Иванов. Действительно, ювелир за свою жизнь создал столько яиц, что должна же была в конце концов получиться яичница! Работу приобрели три года назад, а “пасли” ее, по словам коллекционера, лет пятнадцать. “Мы почти договорились с владельцем за 200 000 купить: работа не подписная, просто видно - русская, но ювелирно сделана безупречно: кирпич как настоящий, яичница будто сейчас приготовлена, мухи сидят, сигарета дымится. Хозяин решил оценить вещь на аукционе Drouot, но по дороге в Париж отломился стакан: он был приклеен рыбьим клеем. Мне позвонили: "Что делать?" Я отвечаю: "Мы купим и со сломанным стаканом". Но когда стакан от клея очистили, на дне увидели надпись: "Фаберже". И тогда цена резко возросла - миллион евро мы заплатили”.

В феврале 2014 года в музее был выставлен уникальный сервиз, изготовленный в Англии по заказу махараджи Патиалы, одного из самых богатых и влиятельных индийских правителей начала ХХ века. К Фаберже он отношения не имеет, просто очень интересный артефакт. “Это самый большой в мире серебряный сервиз, - рассказывает Иванов. - Он рассчитан на 180 персон и включает 1500 предметов весом около 700 кг. Махараджа заказал его в конце 1915 - начале 1916 года к визиту в Индию принца Уэльского, будущего короля Эдуарда VIII, и делали его четыре года. После смерти махараджи сервиз перевезли в Англию, где мы его и купили на аукционе Christie's за 2,1 млн фунтов”.

Однако это далеко не рекорд. Вот за яйцо-часы Ротшильдов работы Фаберже Иванов в 2007 году отдал 9 млн фунтов на аукционе Christie's в Лондоне. “Фаберже никогда не падал в цене, - комментирует собиратель. - В 2010 году одна королевская семья с Ближнего Востока официально предложила мне $2 млрд за музей. Я не продал, естественно, потому что собрать такую коллекцию уже невозможно”.

В Москве, по словам коллекционера, у него хранится еще 4000 изделий Фаберже, что дает ему основания считать свое собрание самым большим в мире даже среди тех, которыми владеют государственные музеи. “Весь Фаберже распылен, - говорит Александр Иванов. - В Кремле несколько десятков произведений, в Эрмитаже, по-моему, 32. Поэтому я выступаю за то, чтобы создать единый музей Фаберже, неважно, на какой площадке - пусть это будут Кремль или Эрмитаж, тем более что Пиотровский хочет там музей Фаберже открыть. Они могли бы со всех музеев работы собрать, чтобы все их видели”.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать