Россияне не намерены экономить на праздниках


Россияне не намерены экономить на праздниках и на детях. Так что Дед Мороз и Снегурочка могут спокойно запасаться подарками в преддверии предстоящего 2015 года. И никакой Санта-Клаус им не помеха.

Десятилетняя битва между борцами за традиционный облик славянского Деда Мороза и сторонниками интеграции этого персонажа в мировой рождественский культ Санты-Клауса, похоже, закончилась миром. Персонажи поделились друг с другом лучшими чертами своего облика, но при этом остались самими собой. Их по-прежнему друг с другом не перепутаешь.

Мороз и Ко

“Надеемся, санкции Дедов Морозов не коснутся”, - говорит сотрудник агентства “Мороз-Ко” в ответ на вопрос о том, не упал ли в этот год спрос на новогодние представления для детей. Исследовательские компании одна за другой выпускают отчеты о том, что россияне, напуганные бурными событиями в политике и экономике, перешли на режим жесткой экономии. Волнения оправданны, ведь пригласить Деда Мороза со Снегурочкой домой стоит недешево. Например, в самый подходящий для этого день - 31 декаб­ря - визит в московскую квартиру зимних волшебников из того же “Мороз-Ко” обойдется от 10 000 до 20 000 рублей в час, по принципу “чем позже, тем дороже”. А если хотите, чтобы гос­ти пожаловали после боя курантов, готовьтесь платить из расчета 24 000 руб­лей в час.

Как новый кризис отразится на Дедах Морозах и Снегурочках, пока сложно сказать, ведь сезон для их вызова традиционно начинается в декаб­ре, рассуждает сотрудник агентства, но все последние годы спрос был стабильным, и хочется верить, ситуация в этом году не изменится.

Надежду на сохранение рынка подобных услуг дает тот факт, что предыдущий кризисный Новый год - 2009-й - россияне встречали с тем же размахом, что и в докризисные времена. На празднике экономить они не захотели, показывало исследование Online Market Intelligence (OMI).

Вдобавок домашний Дед Мороз - совершенно детская история; почти 60% участников опроса заявили, что верили в существование Деда Мороза в среднем до семи лет. Траты же на удовольствия для своих чад - это последнее, от чего отказываются родители.

Недетские развлечения

Взрослые, конечно, в Деда Мороза не верят, но в нем нуждаются. В свое время OMI выяснило, что Дед Мороз даже более важный атрибут Нового года, чем первое лицо страны, - за особое значение зимнего волшебника проголосовало 33% пользователей против 27%, высказавшихся за президента России!

На взрослых праздниках “живые” Дед Мороз и Снегурочка сегодня не слишком востребованы, их приглашают лишь на 15% новогодних корпоративов, рассказал партнер агентства Eventum Premo Александр Шумович. Но так как эти персонажи не менее важные символы Нового года, чем, например, та же елка, то на праздниках они все-таки появляются - в цифровом виде, в поздравительных видеороликах и прочем сопутствующем оформлении, продолжает Шумович.

Бывает, что Морозов и Снегурочек приглашают для специальных фотосессий. Например, для одного клиента компания Eventum Premo устраивала “детскую” зону, позволявшую взрослому превратиться в ребенка - с огромной мебелью и подходящими по размеру игрушками. И вот туда на роль Деда Мороза был приглашен актер баскетбольного роста и внушительной комплекции - чтобы все желающие вернуться в детство могли посидеть у него на коленях.

Впрочем, в эти праздники перед зимними волшебниками открываются большие перспективы. “Каждый год появляется популярная тема для корпоративов: несколько лет назад это были стиляги, потом конец света (когда закончился календарь индейцев майя), 2014 год было модно встречать вечеринкой в стиле Великого Гэтсби, - перечисляет Шумович. - Главная тема этого года не очень очевидна, но просматривается стремление вывести праздник на природу, на каток, а значит, у Деда Мороза и Снегурочки больше шансов вписаться в атмосферу, например они могут элегантно кататься на коньках по льду”, - рассуждает он.

Только профи

У детских праздников альтернатив нет - отсутствия Деда Мороза малыши не поймут. “Появления этого персонажа любой ребенок, даже самый скептик и реалист, ждет с замиранием сердца, оно должно стать чудом, погружающим в атмосферу сказки, - и разочаровать никак нельзя”, - предупреждает Екатерина Конова, главный режиссер Новогодних балов в музее А. С. Пушкина на Пречис­тенке. Эти представления, проводящиеся больше 10 лет, москвичи ценят за по-настоящему сказочную атмосферу и внимание к каждому гостю, и билеты на бал достать очень непросто.

Понятно, что далеко не каждый справится с ролью воплощенного чуда. “При выборе Деда Мороза и Снегурочки для наших представлений мы руководствуемся двумя основными критериями: во-первых, это должны быть профессиональные актеры, во-вторых, они должны действительно любить праздники и детей”, - рассказывает режиссер. “У нас был опыт назначения на эти, казалось бы, незначительные роли непрофессионалов, но мы быстро поняли, что, хотя актеры и проводят с детьми не более получаса, их роли на самом деле ключевые”, - объясняет она.

Еще у идеального кандидата должна быть склонность к импровизациям, ведь роль, которую приходится исполнять в окружении 300 детей, нельзя прописать. В агентстве “Мороз-Ко” эти роли тоже доверяют только профессионалам - студентам ВГИКа, ГИТИСа, “Щепки” и “Щуки”, а также состоявшимся актерам, рассказывает сотрудник компании.

Конечно, Дед Мороз и Снегурочка не могут быть равнодушны к детям. “Бывает, что человек подходит по всем параметрам: есть и внешность, и профессионализм - но чувствуется, что он не очень любит детей, а значит, не способен излучать волны радости при встрече с ними. Дети прекрасно это чувствуют”, - продолжает Екатерина Конова. У Юрия Крячко, многолетнего исполнителя роли Деда Мороза на балах в Музее Пушкина - пятеро детей и трое внуков, у Снегурочки Ольги Молодий - трое детей.

Знакомые все лица

Кстати, с внешностью этих персонажей фантазировать также не рекомендуется, предупреждает Екатерина Конова. Прекрасно, когда у Деда Мороза есть рост и объем - ведь и дети, и взрослые воспринимают его как родного человека, который спасет и защитит, но все-таки главное - внутренняя энергия. И, конечно, очень важен голос, ведь лица практически не видно - из-под бороды и шапки виднеется что-то красное и белое, а вот голос должен быть задушевным и добрым”, - говорит Конова. “Надо понимать, что дети видят Деда Мороза и Снегурочку всего несколько минут, они должны их сразу узнать и принять, а не задуматься: "а это кто еще такие". Эксперименты возможны лишь в тех представлениях, которые длятся полтора часа и больше, когда у детей есть время полюбить знакомых персонажей в незнакомом облике”, - уверена она. Лучший Дед Мороз, по ее мнению, воплощение штампов из советских кинофильмов-сказок, таких как “Морозко”.

Действительно, хотя образы и Деда Мороза, и Снегурочки сформировались в конце XIX века при участии таких мастеров по оживлению мифологических персонажей, как Виктор Васнецов, Михаил Врубель и Николай Рерих, тандем из двух самостоятельных волшебников сформировался в мрачные для советской республики годы. Впервые Дед Мороз и Снегурочка, получившая статус его внучки, предстали перед публикой вместе на елке в Доме союзов в 1937 году. И с тех пор неразлучны в сознании россиян.

Лет десять назад в России разгорелись жаркие споры о том, каким должен быть настоящий русский Дед Мороз. Повод для дискуссий возник оттого, что традиционный русский персонаж начал растворяться в образе своего западного конкурента - Санта-Клауса. А это просто преступление, возмущались поборники традиций. Растиражированный по всему миру забавный добряк Санта-Клаус был придуман для коммерческих целей - рекламы Coca-Cola, тогда как наш Дед Мороз верен своему языческому прош­лому: это серьезный мужчина, который, конечно, добр по натуре, но готов проявить суровость по отношению к врагам всего светлого и волшебного - когда-то он морозил их на месте прикосновением своего посоха.

Сайты, посвященные Деду Морозу, дотошно анализируют различия между их и нашим символом Нового года. Главное из них кроется в характере персонажа: для Деда Мороза недопустима несерьезность и комичность. Дальше уже идут детали внешности, которые, впрочем, тоже важны, ибо позволяют отличить своего от чужого. Итак, на голове Деда Мороза ни в коем случае не должен оказаться красный колпак с белым помпоном - ведь это традиционный головной убор шутника Санта-Клауса. У нашего на голове - славянская шапка с меховой опушкой. Шуба у русского деда обязательно до пят - ибо торчащие из-под короткой курточки шаровары уничтожают всякую солидность. “Что у Деда Мороза под шубой - сак­рально и выставлению на обоз­рение не подлежит”, - уверяет сайт zadedamoroza.ru. Талия у Деда Мороза перевязана поясом-кушаком, тогда как Санта носит черный кожаный ремень с пряжкой. На ногах нашего волшебника в идеале должны быть валенки, так как сапоги не вполне соответствуют суровой русской зиме.

Борода у Санта-Клауса - короткая, аккуратно подстриженная и кудрявая, а у классического деда Мороза - буйная, длинная, растрепанная вольным ветром, то есть - никакой слащавости. И никаких, упаси боже, очков, пусть их носит западный конкурент.

Посох Санта-Клауса - классический посох католического епископа с загнутым верхом, тогда как у Деда Мороза - внушительный прямой посох с набалдашником. Рекомендованная историками цветовая гамма для Деда Мороза - синий, голубой или белый в разных оттенках, допустим зеленый или даже желтый, желательно в узорах, похожих на те, что появляются на замерзших стеклах. Красный менее желателен, так как вызывает ассоциации с костюмом рекламного Санта-Клауса от Coca-Cola, но все же допустим, уж больно красив и чтим в славянской традиции этот цвет; но при его выборе узоры на костюме особенно желательны, сходятся специалисты по фольклору. Если нашему Деду Морозу необходимо транспортное средство, то это ни в коем случае не олени - они собственность Санта-Клауса, а русская тройка, в идеале из серых лошадей.

Эти строгие правила в последние годы нарушаются с двух сторон. Образ Санта-Клауса в кино и мультфильмах становится все более брутальным. Добряк примеряет на себя роль борца со злом, тогда как наши Деды Морозы массово обрастают кудрявой бородой Санты, обряжаются в однотонные красные кафтаны с белой опушкой и легкомысленные колпаки. Даже главный российский Дед Мороз - из резиденции в Великом Устюге носит глянцевую кудрявую бороду и красный кафтан. И даже часто позирует с северными оленями, что придает ему сходство с северо-западным соседом, Санта-Клаусом из резиденции в финском городке Рованиеми.

Совпадения не случайны, дело в огромном коммерческом успехе финского Санты: весь мир признал Финляндию его родиной и каждую зиму отправляет туда туристов, так что не грех позаимствовать у этого персонажа несколько деталей, тем более что оленей и на нашем Севере хватает, признается один из чиновников администрации Великого Устюга.

“На самом деле у нас в области развлечений все давно американизировано, люди привыкли видеть Дедов Морозов в красном, поэтому спрос на синие костюме очень маленький”, - говорит сот­рудник агентства “Мороз-Ко”. Но так ли это важно? Главное, чтобы праздник получился, а тут дело в той самой доброй энергетике, и неважно, от кого она исходит - от красного волшебника в колпаке или синего в русской шапке.