Ювелирные дома и бренды представили на XVII Biennale des antiquares в Париже новые коллекции драгоценностей ранга haute joaillerie


Ювелирные дома и бренды, участвовавшие в XVII Biennale des antiquares в Париже, представляют свои новые коллекции драгоценностей ранга haute joaillerie под крышей Grand Palais с одной целью - поразить воображение зрителя.

Ювелирная экспозиция Биеннале антикваров в Париже каждые два года собирает рекордное количество посетителей, что неудивительно. Все ее участники - а это первые имена в ювелирном

мире - представляют здесь коллекции haute joaillerie, главной задачей которых является вызвать у зрителя удивление, а то и желание обладать вещью. В нынешнем 2014 году под крышей Grand Palais павильоны тринадцати ювелирных брендов на десять дней стали местом паломничества любителей и знатоков, и вот что можно было увидеть на этом смотре изобретательности и мастерства.

Достойные королей

Названием Cartier Royal коллекция Дома Cartier обязана выдающимся драгоценным камням, которых в ней рекордно много. Подобные редчайшие образцы из Кашмира, Мьянмы, долины Могокка, Колумбии, Мозамбика, Таджикистана встречаются именно в королевских сокровищницах.

Так, во флагманском колье (которое легко превращается в тиару) среди бриллиантовых лент можно видеть жемчужину The Royal Pearl весом в 8,3 г, которая была частью коллекции драгоценностей королевы Англии Марии Текской, супруги Георга V. В другом колье красуется уникальный грушевидный бриллиант в 30,21 карата из легендарных копий Голконды. В колье Riene Makeda центральная часть с мозамбикским рубином в 15,29 карата посреди нескольких рядов драпировки из бриллиантов и рубиновых бусин открепляется и становится брошью. И этот список из колумбийского изумруда в 26,60 карата, кашмирского синего сапфира в 29,06 карата, австралийского опала в 57,95 карат можно продолжать еще долго - всего в Cartier Royal 100 центральных драгоценных камней общим весом 18 000 карат!

Также на новый лад обыгрываются другие фирменные темы Дома: графика ар-деко, скульптурные дикие кошки; и наконец, через много лет с момента создания колье для актрисы Марии Феликс в виде двух крокодилов в 1975 году, вновь появляются украшения на тему этих рептилий.

В гостях у сказки

По старой доброй традиции источниками сюжетов своих коллекций в Доме Van Cleef & Arpels выбирают романтичные истории. Так, коллекция Peau d'Ane raconte par Van Cleef & Arpels вдохновлена сказкой Шарля Перро 1694 года, а также ее экранизацией режиссера Жака Деми 1970 года.

“Ослиная шкура” пересказывает сюжет в драгоценных формах восьмидесяти фигуративных и абстрактных украшений. И пересказывает его в разной стилистике - от барокко и классицизма до ар-деко и мотивов индийских украшений. Так, пышные объемы в коллекции сменяются строгой геометрией, а натурализм чередуется с замысловатыми орнаментами и оптическими иллюзиями.

Три главы коллекции, “Детство в замке”, “Зачарованный лес” и “Счастливая свадьба”, объединяет образ принцессы в пяти брошах-балеринах. Ее крестная-фея удостоилась еще двух фигурок. Есть в этом царстве и замок - брошь Chateau Enchante с бразильским изумрудом в 39,85 карата, и принц - фигурка Prince Rouge в камзоле из кораллов с изумрудом в 2,25 карата в руках.

Разумеется, в каждой из трех глав можно видеть и знаменитые Pierre de character, или “камни с характером”, как их называют в Van Cleef & Arpels, - среди них есть выдающиеся образцы: рубеллит в 40,73 карата в колье-сотуаре Destinee Enchante и 29 колумбийских изумрудов в 195,11 карата в колье Emeraude en Majeste.

Взять высоту

В год 140-летнего юбилея в швейцарском Доме Piaget решили вспомнить лучшие вехи собственного ювелирного творчества и продемонстрировать свои нынешние возможности. Потому-то коллекция Extremely Piaget из 88 украшений и ювелирных часов разделена на две части. Первая - это интерпретации на тему “золотой эпохи” Piaget 1960-70-х годов, благодаря которой в Доме по сути произошла эстетическая революция. Тогда Ив Пьяже придумал создавать часы и украшения из матового золота на старинный, ремесленный манер. Длинные колье-галстуки и сотуары, серьги и кольца, браслеты-манжеты Extremely Piaget “сотканы” в тех же рукотворных техниках гравировки и плетения. И, как в 60-х и 70-х, в дуэте с плетениями выступают акценты поделочных камней - ляпис-лазурь, бирюза, кварц, опалы, нефрит и турмалин.

Bторая часть коллекции Extremely Piaget - это апогей пути, по которому Дом шел последнее десятилетие. Никогда прежде в Piaget не создавали такое масштабное полотно из классических драгоценных камней. Полторы тысячи бриллиантов излюбленной дизайнерами и ювелирами Piaget огранки “маркиза” сложены в парадные и одновременно легковесные и игривые колье, браслеты, серьги и кольца с акцентами синих сапфиров и изумрудов внушительного размера и отменного качества.

Триумф цвета

В год 130-летия итальянский Дом Bulgari решил посвятить коллекцию музам античной Греции, но если уж украшения Muse имеют отношение к музам, то в первую очередь к Эвтерпе - настолько поэтична коллекция, и к Полигимнии - потому как Muse являет собой торжественный гимн ювелирному языку Bulgari.

Каждый из девяти сетов отличает характерная для бренда объемность, линейность и симметрия, а также неповторимая мозаика драгоценных и полудрагоценных камней.

Главенствует в коллекции колье с беспрецедентным для Дома количеством крупных изумрудных бусин в 1222 (!) карата, фланкированное двумя змейками Serpenti. Далее цветовая мощь то идет по нарастающей, то приглушается в угоду чистоте геометрии дизайна. В сете Mediterranean Hues изумруды сочетаются с аметистами и розовыми турмалинами, а в сете Odissi - с алой шпинелью, бирюзой и бриллиантами. К непривычно холодному колориту можно отнести сет Sea Mosaic, где прозрачность и голубизна аквамаринов лишь тронута акцентами синих и розовых сапфиров.

Манифест эпохи

Свое название Café Society коллекция Дома Chanel получила по термину, придуманному публицистом Люциусом Бибом для обозначения сообщества европейских аристократов, заокеанских буржуа, музыкантов, писателей и художников, которые задавали тон в парижском обществе в 1920-30-е годы. Жизнь этих талантливых личностей, среди которых числились Пикассо, Стравинский, Кокто и Габриэль Шанель, проистекала между Парижем - Ривьерой - Венецией и Лонг-Айлендом. Оттого и 18 сетов коллекции столь же многогранны, как и то новаторское время. И каждый посвящен теме, отражающей образ жизни того самого Café Society.

Сразу несколько линий Charleston, Тuxedo Midnight, Bubbles и Jazz посвящены зажигательным вечеринкам, а их разнообразная черно-белая графика бриллиантов и оникса отсылает в эпоху ар-деко. Яркие цветовые сочетания врываются в коллекцию в сете Café Society - расходящиеся от центрального синего сапфира тонкие окружности декорированы моноцветом розовых шпинелей, голубых и желтых сапфиров, оранжевых гранатов, зеленых цаворитов и производят впечатление богемной круговерти.

Застывшие в камне

У каждого украшения в коллекции Archi Dior имеется конкретный прототип - кутюрные творения Кристиана Диора конца 1940-х - начала 50-х годов. Креативный директор Dior Joaillerie Виктуар де Кастеллан воплотила в драгоценных материалах корсеты, воланы и плиссировки. На ювелирный язык haute couture переведен виртуозно - в каждом украшении трехмерные формы архисложны и объемны. И если противопоставить украшение и конкретный наряд Диора, то можно удивиться, как команде де Кастеллан удалось повторить то, что модельер делал из легких тканей и пайеток, в твердых золоте, бриллиантах и драгоценных камнях. Изумруды, рубины желтые бриллианты, турмалины, шпинели, сапфиры создают украшениям-“платьям” Archi Dior неповторимый декор.

Водный мир

Журчащие ручьи, стремительные водопады, морская гладь, застывший от мороза лед озер - все проявления водной стихии стали вдохновением новой коллекции Lumieres d'Eau Дома Chaumet. Его креативный директор Клэр Див-Ракофф создала 12 парюр, которые демонстрируют разнообразное состояние воды, удивляя сочетаниями обтекаемых форм и стройной геометрии.

В парюре Fleeting Reflections дуэт из синих и желтых сапфиров воспроизводит отражение солнца на морской поверхности; в парюре The Abyss глубоководную бездну демонстрируют синие сапфиры треугольной формы с акцентами ляпис-лазури; а в парюре Winter's Water застывшую во льдах воду символизирует ограненный фантазийным образом матовый горный хрусталь.

Ветер странствий

В коллекции Reves d'Ailleurs креативный директор Дома Boucheron Клэр Шуань отправилась в путешествие по странам, в которых бывали члены семьи Бушерон (Россия, Индия, Персия) и по странам, под влиянием культуры которых они находились (Япония и Китай). Для этого Шуань заглянула в богатые архивы Дома, а значит, коллекция “Мечты о дальних странах” - это еще и вояж по художественным стилям Boucheron. Но Клэр Шуань обладает талантом любой исторический мотив превращать в модернистское украшение. Так, колье-воротник из главы Splendeurs de Russie (“Великолепие России”) с его нанизанными на лучи из золота бриллиантами разных огранок трансформируется в тиару. Центральным украшением в главе “Сокровища Персии” выступает монументальное колье из ограненных в форме бриллиантов бусин горного хрусталя с акцентами халцедонов на тонком золотом шнуре. Солируют в украшении два редких синих сапфира огранки “кабошон” и цвета Royal blue - в 34,73 карата из Мьянмы и в 20,81 карата из Шри-Ланки. Резной изумруд в форме шестиугольника весом 188,79 карата датируется XVII веком и принадлежал династии Великих Моголов.

Да здравствует дизайн!

“Король бриллиантов” Лоуренс Графф никогда не претендовал на звание “короля дизайна”. Основой драгоценностей Graff долгие годы были крупные камни - бриллианты всех цветов, а также рубины, изумруды и синие сапфиры, вокруг которых выстраивалась элегантная геометрическая композиция. И вот новая коллекция демонстрирует, что в Graff появились фантазийные и даже фигуративные формы: бриллианты теперь красуются в брошах в виде стрекоз и попугаев, браслетах-змейках и в изделиях на откровенно восточные мотивы. Разумеется, выдающиеся бриллианты никуда не исчезли - чего стоит только один дуэт из желтого бриллианта Graff Sunflower огранки “подушка” весом 107,46 карата и бесцветного бриллианта Graff Perfection в 100 карат в броше Royal Star of Paris!

Верность традициям

Новая коллекция драгоценностей британского бренда David Morris, который в нынешнем году отметил свой 50-летний юбилей, выдержана в сложившихся за эти годы традициях. Украшения классического абстрактного толка соседствуют с изделиями с легким индийским и персидским колоритом. И главное - их дизайн построен вокруг важных драгоценных камней - изумрудов, рубинов, синих сапфиров, бриллиантов всех цветов и опалов, причем не только современных, но и камней с историей, которые креативный директор бренда Джереми Моррис приобретает лично. Среди последних - рубин в 3,32 карата, среди современных - каплевидный бриллиант в 22,22 карата высшей категории.

По законам модернизма

Alexandre Reza был основан в конце 1970-х ювелиром Александром Реза, и только два года назад этот закрытый доселе Дом приоткрыл двери для публики уже по инициативе сына Александра Оливье Реза. И вполне естественно, что в сорока новых украшениях бренда классические традиции органично соединяются с модернистскими приемами. Первостатейные драгоценные камни (их коллекцию Реза-старший собирал 30 лет) предстают то в элегантном дизайне с историческими ассоциациями, то в модернистском минимализме. И колье на геометрической нити из бриллиантов огранки “багет” с бриллиантом редкого оттенка Fancy Deep Orange-yellow в 3,76 карата по центру и свисающей от него серой жемчужиной в форме груши в 25,10 карата производит сильное впечатление.

Игра в историзм

Чуть больше года назад Джампьеро Бодино, арт-директор Richemont Group, создал собственный ювелирный бренд. Главный источник его вдохновения - богатое наследие итальянского декоративно-прикладного искусства разных эпох. Их культурные наслоения интересно разгадывать и в новых украшениях Giampiero Bodino. В колье-чокере Rosa dei Venti на девяти рядах бусин аметистов горделиво красуются четыре креста из россыпи бриллиантов и изумрудов - явная дань символам Средневековья. Колье c говорящим названием Barocco - это пышный воротник из кабошонов светлых изумрудов и турмалинов Paraiba-like. А кольцо Cammeo с вырезенным в халцедоне женским профилем - дань идеалам красоты Ренессанса.

Чудеса в камне

Ювелир из Гонконга Уоллес Чан имеет репутацию главного кудесника мира украшений. Новые творения Wallace Chan Beyond Jewelry находятся за гранью представления о драгоценностях. Скульптурная рыба Gleams of Waves из голубого титана, инкрустированного рубинами, которая еле умещается на ладони, - брошь или арт-объект? А дерево из титана, на ветвях которого красуются стручки с горошинами, любой из которых можно носить в качестве кулона? Среди тех, что созданы для ношения, но не менее виртуозно исполнены, можно отметить колье Secret Abyss с подвеской из ромбовидного рутилового кварца - мало того что идеально полого (Чан владеет ноу-хау вырезания камня), так еще и с помещенным внутрь желтым бриллиантом и орнаментом в изумрудном паве!

Полная виктория

Дом Louis Vuitton в Биеннале антикваров в нынешнем году не участвовал, но его новая коллекция достойна высшей оценки. Коллекция Acte V построена вокруг римской буквы “V”. Выложенная из нескольких рядов белого золота и бриллиантов разной огранки, V является конструктивным элементом серег, колец и браслетов. Оживляют их вспышки драгоценных камней, для которых V служит идеальным фоном: красной танзанийской шпинели в 20 карат или cеро-голубого сапфира из Мьянмы в 20,94 карата. Наконец, V - это треугольная форма выдающегося австралийского черного опала весом 87,92 карата в самом парадном колье Acte V.