Под названием «Патруль времени» в прокат вышел фантастический фильм «Предопределение»

Под названием «Патруль времени» в прокат вышел фантастический фильм «Предопределение» (Predestination). Работу братьев Спириг отличает редкая для жанра режиссерская деликатность
Героиня Сары Снук (в центре) в интерьерах 1960-х - самого футуристического десятилетия ХХ в./ kinopoisk.ru

Одна из лучших фраз для начала рассказа: «Когда я был маленькой девочкой». Но как из нее сделать фильм?

Братья Спириг, Майкл и Питер, пока что не слишком известные режиссеры из Австралии, взяли короткий рассказ знаменитого фантаста Роберта Хайнлайна «Все вы зомби» и разогнали его до полнометражной картины, почти не погрешив против лаконизма оригинала. Двое мужчин за барной стойкой - посетитель и бармен - спорят на бутылку, что один из них расскажет самую странную историю, какую когда-либо приходилось слышать второму. Бармен (Итан Хоук) наливает собеседнику порцию и слышит ту самую фразу: «Когда я был маленькой девочкой».

Рассказчик пишет в женские журналы под псевдонимом Мать-одиночка и слывет знатоком женской психологии. Бармен-слушатель должен завербовать его в секретную темпоральную полицию, которая занимается предотвращением преступлений, направляя агентов в прошлое. Герой Хоука почти исчерпал лимит прыжков во времени, но так и не смог обезвредить бомбиста, взорвавшего в 1975 г. в Нью-Йорке 11 000 человек. Поэтому последнее задание агента - найти себе замену. Выслушав историю Матери-одиночки, агент ведет его в подвал, достает старый скрипичный футляр и без лишних объяснений набирает на кодовом замке время назначения.

Братья Спириг, не побоявшись пафоса, назвали фильм «Предопределением» (а наши прокатчики, побоявшись и вспомнив старый боевик с Ван Даммом, выпустили картину под названием «Патруль времени»). Античная идея рока, судьбы сталкивается в фильме с солипсизмом, представлением о том, что нет никакой реальности, кроме той, что в моей голове. Как всегда в таких случаях, выдавать сюжет нечестно, но взамен можно предложить аналогию.

Если пересказать языком темпоральных парадоксов главную историю о предопределении, то получится, что Эдип идет в Фивы, по незнанию убивает отца, женится на собственной матери и производит с ней потомство, но кровосмешения в привычном смысле не происходит. Исчезает базовое условие трагического: способность перемещаться во времени заменяет необратимость повторением. Место трагедии занимает меланхолия, переживание покинутости и пустоты. Поэтому, что бы ни происходило, герой чувствует себя девочкой-подкидышем, существом бесконечно одиноким. И абсолютно самодостаточным. Так подкидыш Эдип превращается в Тиресия - великого прорицателя, который, согласно мифам, не только знал будущее, но и дважды менял пол (т. е. вполне мог бы начать рассказ о своей жизни фразой «Когда я был маленькой девочкой»). В жестоком античном варианте Эдип и Тиресий слепнут, в смягченном современном протагонист всего лишь близорук (на сюжет это никак не влияет и кажется простой культурной ссылкой, возможно бессознательной).

К достоинствам режиссуры братьев Спириг стоит отнести не фантазию, а, напротив, строгое самоограничение. Они почти не выводят действие из интерьеров, очень редко достают револьверы, не пытаются изумить зрителя спецэффектами или фантастическим дизайном (точнее, хорошо знают, что весь фантастический дизайн - это ретро из 1960-х). И деликатно переносят акцент с единственной в фильме звезды - Итана Хоука - на героиню Сары Снук, умную и печальную девочку в очках, которая гораздо больше, чем секретный агент, имеет право на то, чтобы быть в сердце этого сюжета.