В Центре Помпиду открыли ретроспективу Джеффа Кунса
В Центре Жоржа Помпиду проходит ретроспектива Джеффа Кунса, самого успешного американского художника эпохи потребленияДжефф Кунс - ярчайшая звезда современного искусства, ослепительно засиявшая на арт-небосклоне в 80-90-е, в докризисные времена непуганого консюмеризма, беспримерного культа успеха, жажды развлечений, детских и не детских радостей. В последнее десятилетие Кунс не то чтобы потускнел, как и весь мир, внезапно озадаченный финансовыми проблемами, нет, он по-прежнему коммерчески и творчески удачлив. Просто уступил скандальную славу более молодым и наглым (точнее, одному Дэмиену Херсту), а сам почувствовал себя классиком, что почти в шестьдесят лет - самая пора.
Подробная ретроспектива в крупнейшем европейском музее (а до этого в американском Музее Уитни) - безусловное подтверждение его заматерелости. О том же говорят и последние произведения Кунса, воспроизводящие в пластике или окрашенной зеркальной стали классические и известные скульптуры прошлого. Они тоже своего рода знаменитости и банальности, только в мире искусства.
То есть Кунс и сегодня остается верен себе, прославляя всем известное. Принесшие ему успех серии Banality и Celebration представлены на выставке рядами воспроизведенных с многократным увеличением сувенирных хрюшек, блестящих кроликов, неподъемных моделей детских надувных игрушек и сердцем с бантиком. Все это отлито из стали и реалистично раскрашено.
Новые скульптуры, воспроизводящие не бытовые предметы, а произведения искусства, сделаны из того же фирменного материала Кунса - зеркально отполированного и ярко покрашенного металла. Блестящая рыжая Венера, как и пластиковый белый Геракл, - настоящие монстры. Они заметно портят впечатление от выставки, так непосредственно радующей детей и взрослых, не склонных предъявлять к художникам повышенных духовных требований.
Для совершеннолетних, кстати, есть раздел с работами серии «Сделано на небесах», где в разных техниках подробно показан секс между художником и его музой, порнозвездой Чиччолиной. Особенно удалась композиция из нежного муранского стекла. Если бы не высоко поднятые ноги героини, композиция напоминала бы роденовский «Поцелуй».
И раньше художественно образованный Кунс искал место в большом искусстве и равнялся на его образцы. Как и художники прошлого, он старался поразить зрителя мастерством и блеском и быть ему понятным. Со временем изменились не художники, а зрители, для которых художники работают. Поэтому искусство Кунса можно считать традиционным, а вот его зрителя - современным.
До 27 апреля