Эрмитаж показал Фрэнсиса Бэкона

В Эрмитаже сопоставили живопись классика прошлого века Фрэнсиса Бэкона с произведениями классиков предыдущих веков. Бэкон сравнение выдержал
«Скрюченные» у Микеланджело и Бэкона/ hermitagemuseum.org

Выставка «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» - одно из самых важных событий юбилейного года Эрмитажа, впечатляющий подарок к его 250-летию. И не только потому, что в Главный штаб привезли классика искусства XX в. и самого дорогостоящего современного художника: произведения Бэкона не в первый раз показываются в России - в 1998 г. в Эрмитаже уже были «Три штудии к распятию», а десятью годами ранее в Центральном доме художника прошла его большая ретроспектива. Важнее, что концепция этой выставки - сопоставление работ современного художника с их источниками в старом искусстве - еще раз подтверждает известную идею о родстве классики и современности, выраженную Михаилом Пиотровским во фразе «Эрмитаж всегда показывал современное искусство». Кроме того, соседство художников разных эпох снимает обычно так волнующий широкую публику вопрос цен - рядом с Микеланджело, Веласкесом или Рембрандтом Бэкон как бы перестает быть самым дорогим.

Тринадцать работ Бэкона, датированных 1955-1965 гг., предоставил Центр изобразительных искусств Сейнсбери в Норвиче, еще более 10 вещей прибыли в Эрмитаж из лондонской Тейт и других музеев, галерей, частных коллекций Англии и Америки: всего на выставке более 25 произведений, а также архивные материалы - книги, фотографии, крупноформатные снимки палитр из мастерской художника. Помимо всего этого выставлен «Портрет папы Иннокентия X» работы Веласкеса из дома герцога Веллингтонского - Эпсли-Хауса.

Это очень дидактическая выставка. В просторной и даже разреженной экспозиции три обязательных элемента повторяются в каждом зале: работы старых мастеров, произведения Бэкона и принадлежавшие ему художественные альбомы. Залы следуют один за другим, соблюдается историческая последовательность: от древнеегипетской и греческой пластики до Матисса и Родена. У такого кураторского приема есть слабые стороны - например, в Эрмитаже практически нет (кроме «Апостолов Петра и Павла») характерных вещей Эль Греко, а этот художник обязательно должен занять место рядом с Бэконом. Бывают прямые цитаты, удачно совпадающие с эрмитажным собранием: «Скорчившийся мальчик» Микеланджело воспроизведен в позе фигуры на большом холсте «Две фигуры в комнате». Иногда параллелизм, наоборот, избыточен: три больших эскиза обнаженной натуры конца 1970-х гг. окружены с трех сторон и зажаты между Дега, Ван Гогом, Матиссом. Может случиться, что идея кураторов не достигнет своей цели и зрители будут воспринимать произведения в залах обособленно.

Не все работы Бэкона на выставке одинаковы, среди показанных есть и «кабинетный» формат, и грандиозные триптихи. Конечно, выделяются картины из самого важного для художника «веласкесовского» цикла - на выставке это «Воображаемый портрет папы Пия XII» и этюд «Голова кричащего папы».

В одной из витрин лежит альбом Энгра дешевой массовой серии издательства Hachette - плохая передача цвета в таких иллюстрациях была безразлична художнику, а страницы с нужными для работы картинками он мог просто вырвать из книги. Бэкон демонстрирует единственно верное отношение современного художника к классике - как к строительному материалу собственного искусства.

В эрмитажных залах необычайно силен авторитет шедевра, так что их посетители, возможно, предпочтут современному искусству классическое, при этом отведя работам Бэкона роль отрицательного примера. Связи старого и нового искусства на этой выставке становятся ясны любому, но действительно осознать их можно, если установить эмоциональную связь с самой живописью, подобно художнику.

До 8 марта