Выпущен последний том Энциклопедии русского авангарда

Выпущен завершающий том Энциклопедии русского авангарда - «История. Теория». В ней есть все, что нужно и хочется знать о русском модернизме

Заключительный том Энциклопедии русского авангарда - в двух 400-страничных книгах - собрание тех же достоинств и удивлений, как и первый. Удивлений в нем даже прибавилось. Первый том был посвящен людям прямо или очень косвенно связанным с художественным авангардом, а биография - жанр определенный. Хотя авторы энциклопедии понимали его широко - от фактической справки до поэтического эссе «о творчестве». Содержание тома - «История. Теория» - открыло просто неограниченные возможности для авторов статей - тут есть и многомудрые трактаты, и чистые повествования, и исследовательские раздумья, и емкие, толковые и информативные сообщения.

Составители энциклопедии Василий Ракитин и Андрей Сарабьянов творческих порывов членов авторского коллектива не сдерживали. Отчего книга оказалась похожа на грандиозную симфонию, исполняемую оркестром, где музыканты дирижера не видят и не слушают и играют каждый свой собственный опус. Слушать такое невыносимо, но большинство солистов достойны оваций.

Из безусловной практической пользы второй части издания - собрание сведений о коллекциях всех музеев, где хранятся работы авангардистов, и публикация этих работ. А также публикация вещей из частных собраний. Иллюстративная часть энциклопедии уникальна по полноте, интересна и познавательна. И очень красива. Можно даже сказать, что в этой энциклопедии статьи написаны к иллюстрациям. И уж совсем с восторгом хочется отметить, что в художественной среде, где принято громко шептаться по поводу и без повода о фальшаках, энциклопедия пока остается не ошиканной.

Полезны в издании и статьи о многочисленных объединениях и организациях первых лет советской власти с их феерическими аббревиатурами вроде «Гвытм» (Государственные высшие театральные мастерские). Правда, есть статья и про СМА (Стеделик-музей, Амстердам), сокращенное английское название которого почему-то написано кириллицей.

Неожиданно, но оправданно в энциклопедии есть статьи про города - Витебск, Ригу, Харьков, оставившие мощный след в истории «русского авангарда» - части мирового модернистского искусства, движения, понятия, ярлыка, которым сейчас маркируют любое не академическое искусство конца позапрошлого и первой трети прошлого веков.

Энциклопедия тут не вносит ясности, увы, авторы-составители именно статью о предмете своего издания не написали.

Зато, как во всем роскошном, здесь много избыточного. Например, многостраничный текст «Эстетико-философские и поэтические предшественники русского авангарда», где есть главки про Карла Маркса, Вальтера Беньямина и Маркиза де Сада. Так что Энциклопедию русского авангарда можно называть и справочно-философствующим изданием.

Но странности допустимо считать спутниками величия. Свою грандиозную просветительскую задачу энциклопедия выполнить готова. Тексты о главном - «Черном квадрате» Малевича, агитационном фарфоре, деятельности «Уновиса», футуристической книге, авангардном перформансе, омском и харьковском авангарде, выставках «Голубой розы» и «Синего всадника», о проекционизме, протеизме, прибавочном элементе, проуне и татарском левом фронте, обо всем, что вам нужно и хочется узнать, вы найдете в этом впечатляющем издании. Авторы которого, за некоторыми понятными и одним вопиющим исключением (среди авторов нет Александры Шатских, но есть ссылки на ее работы), действительно самые авторитетные знатоки и исследователи искусства.

Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Том III. История. Теория. Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. М.: ООО « Глобал Эксперт энд Сервис Тим», 2014