Для российской публики главным итогом «Золотого глобуса» стала победа «Левиафана»

Для российской публики главным итогом «Золотого глобуса - 2015» стала победа «Левиафана» Андрея Звягинцева. Для мировой - триумф «Отрочества» Ричарда Линклейтера
Продюсер Александр Роднянский (слева) и режиссер Андрей Звягинцев отстояли честь России, жестко ее критикуя/ Mike Blake/ Reuters

Фильм Звягинцева до сих пор так и не вышел в российский прокат, но почти накануне вручения «Золотых глобусов» его слили во всемирную сеть, и большинство желающих наконец-то увидели главный отечественный фильм года - причем с оригинальным, не испорченным цензурой озвучанием. А значит, и болели «за наших» не из одного лишь патриотизма.

И «Левиафан» победил-таки в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», где его главным соперником была «Ида» Павла Павликовского, лучший фильм 2014 г. по версии Европейской киноакадемии.

До «Левиафана» лишь один отечественный фильм получал приз Ассоциации иностранной прессы, аккредитованной в Голливуде, - в 1969 г. «Золотой глобус» вручили «Войне и миру» Сергея Бондарчука. Политическая обстановка была похожа на нынешнюю - в 68-м СССР ввел войска в Прагу. И награждение советской ленты можно было трактовать как жест, отделяющий искусство от политики. С «Левиафаном» ситуация другая: фильм Звягинцева рисует беспощадную картину сегодняшней российской действительности и при таком критическом заряде отделить политику от искусства затруднительно. Но прежде всего это сильная работа, которая не теряется в любом контексте, будь то Каннский кинофестиваль, «Золотой глобус» или грядущие «Оскар» и британская BAFTA, в номинациях которых «Левиафан» тоже значится.

Как значится в большинстве критических и синефильских списков лучших фильмов 2014 г. «Отрочество» Ричарда Линклейтера, семейная драма, снимавшаяся 12 лет, в течение которых актеры взрослели и старели вместе с персонажами(главному герою в конце фильма 18 лет). Интересен здесь не столько результат (Линклейтер воспевает и дедраматизирует обыденность), сколько метод. А также вопросы, поднятые фильмом, возможно, непреднамеренно. Например, есть ли у современного игрового кино настоящий язык для описания детства - при том что теме взросления посвящено огромное количество картин. Наконец, награждение «Отрочества» отметило важнейшую тенденцию в искусстве последнего десятилетия - сближение игрового и документального, стирание границ между ними.

Фильм Линклейтера был безусловным фаворитом в номинации «Лучшая драма» - и взял свое. А в категории «Лучшая комедия или мюзикл» большинство наблюдателей ставили на «Бёрдмена» Алехандро Гонсалеса Иньярриту - и просчитались. Победил «Отель «Гранд Будапешт» Уэса Андерсона, изящная игрушечная комедия о вымышленной восточноевропейской стране в канун Второй мировой. В «Гранд Будапеште» снялась целая толпа звезд первой величины, но в актерской номинации отыгрался как раз «Бёрдмен»: «Золотой глобус» получил Майкл Китон. Кроме того, Иньярриту с соавторами выиграли приз за лучший сценарий. Но о серьезности ставок на победу «Бёрдмена» в главной комедийно-музыкальной номинации говорят даже заготовленные для ведущих церемонии Тины Фей и Эми Полер фривольные шутки - они выбирали между Линклейтером и Иньярриту (а не Андерсоном): «Иньярриту: один дубль, два часа, без остановки. Линклейтер: пять минут, раз в год».

По пять минут раз в год оказалось лучше: «глобус» за режиссуру (общий для «драмы» и «комедии или мюзикла») дали Линклейтеру.

Лучшей актрисой в «драме» признана Джулианна Мур за «Все еще Элис». Она также была номинирована в «комедии или мюзикле» за «Звездную карту» Дэвида Кроненберга, но тут победила Эми Адамс, сыгравшая в «Больших глазах» Тима Бёртона.

Лучшим актером в «драме» стал Эдди Редмейн из «Теории всего», сыгравший физика Стивена Хокинга. Он победил, в частности, Бенедикта Камбербатча, сыгравшего математика и пионера кибернетики Алана Тьюринга в «Игре в имитацию».

Лучшими актерами в ролях второго плана названы Патриция Аркетт из «Отрочества» и Джей Кей Симмонс из «Одержимости».

Ничегошеньки не получила «Исчезнувшая» Дэвида Финчера.

Недаром ведущая Эми Полер, тезка главной финчеровской героини, шутила, что ей не нравится этот фильм: «Я хожу в кино, чтобы отвлечься. И не хочу видеть на экране саму себя».

То же самое, похоже, может сказать и Америка, чей саркастический портрет предъявил в «Исчезнувшей» Финчер. Или Россия, которая тоже не хочет видеть саму себя в «Левиафане».