Стиль жизни
Бесплатный
Александра Машукова
Статья опубликована в № 3751 от 16.01.2015 под заголовком: Завоевание воздуха

Музей имени Бахрушина выпустил каталог-резоне «Камерный театр и его художники»

К столетию театра Александра Таирова Музей им. Бахрушина выпустил каталог-резоне «Камерный театр и его художники»

Каталог-резоне - это научное издание, которое дает исчерпывающее представление обо всех работах одного художника или произведениях, входящих в конкретное собрание. В данном случае речь идет о собрании Театрального музея им. Бахрушина, куда после закрытия в 1949 г. Камерного театра из притеатрального музея попали эскизы костюмов и декораций, афиши и фотографии - всего более полутора тысяч экспонатов. Впрочем, артефакты, связанные с Камерным театром, начал собирать еще сам Алексей Бахрушин: в книге рассказывается о том, что знаменитый меценат, вообще-то приверженец традиционного театра, пополнял коллекцию макетами к спектаклям Таирова и оценил талант художницы Александры Экстер. Подлинные макеты к спектаклям Камерного не сохранились: когда в конце 30-х экспонаты Бахрушинского музея проходили перерегистрацию, новых регистрационных номеров они не получили. Другими словами - их уничтожили. «Не исключено, потому что театральный макет - вещь хрупкая и его сложно хранить, - рассказала один из авторов каталога, Мария Липатова. - Но, возможно, их уничтожили специально, избавляясь от формалистических работ. Макеты - это то, чем могли сознательно пожертвовать сотрудники музея, чтобы сохранить главное - эскизы художников».

Так что в каталоге-резоне собраны именно эскизы костюмов и декораций - причем не менее 70% этих изображений опубликовано впервые. Разглядывая эти работы - авторства Павла Кузнецова и Георгия Якулова, Александры Экстер и братьев Стенберг, Александра Веснина и Вадима Рындина, читая сопроводительные тексты, начинаешь лучше понимать, до какой степени Камерный театр перевернул представления о возможностях сценического пространства. Критик Абрам Эфрос называл это «завоеванием воздуха», говоря о «движении вверх, к колосникам, об овладении всей трехмерностью сцены». Еще одна часть книги - кропотливое описание каждого эскиза, включая пометки на обороте. Этот раздел, обязательный для любого каталога-резоне, может быть интересен не только исследователям. В заметках художников, дарственных надписях - жизнь Камерного театра с его повседневной творческой кухней. И - своими тайнами: по словам Липатовой, два эскиза, Якулова и Экстер, подписаны «милому Коту» и кто это, в музее не знают. Возможно, кто-то из рядовых театральных служащих: в Камерном не существовало разделения на «белую кость» и остальных и атмосфера была теплой, семейной.

Недавно увидело свет комментированное переиздание журнала «Любовь к трем апельсинам», выходившего в 1914-1916 гг. под редакцией Всеволода Мейерхольда, впервые в России вышла блестящая книга Евгения Зноско-Боровского «Русский театр начала ХХ века», изданная в 1925 г. в Праге. Появление объемного (почти 570 страниц) каталога-резоне «Камерный театр и его художники» - важнейшее событие из этого же ряда.

Камерный театр и его художники. Каталог-резоне из собрания Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина. М.: ГЦТМ им. А. А. Бахрушина, 2014

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more