Статья опубликована в № 3753 от 20.01.2015 под заголовком: Мода на улице

Джон Сибрук в «Невидимом дизайнере» рассказывает о выходе высокой моды на улицу

Новый сборник Джона Сибрука «Невидимый дизайнер» о том, как поп-культура завоевывает новые территории
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Джон Сибрук, американский культуролог, давний автор The New Yorker, очаровал российского читателя 10 лет назад, когда переведена была его «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» (М.: Ad Marginem). Теперь эта книга о размывании границ между высокой (highbrow) и низкой (lowbrow) культурой и воцарении nobrow, не ведающей иерархий, давно стала классической и вошла во все университетские курсы о культуре рубежа ХХ-ХХI вв.

В новом, только что вышедшем сборнике Сибрука сдвиги в современном культурном пространстве рассматриваются сквозь призму дизайнерского искусства.

Его первый очерк - самый глубокий и многогранный из трех, с никуда не исчезнувшим фирменным сибруковским писательским блеском - рассказывает о судьбе австрийского дизайнера Хельмута Ланга, придумавшего стиль, которого втайне ждали многие. Ланг смешал формальное и неформальное в одежде. «Самым строгим и дорогим его вещам присущи легкость и простота, а его casual несет в себе корректность и детали прет-а-порте». Обретение повседневной одеждой тонкого изящества вещи из мира высокой моды и легло в основу эстетики Ланга, но это не все. Переехав в США, Ланг хотел жить по своим правилам, открыто противостоял публичности и даже не явился на вручение главной награды фэшн-сообщества American Fashion Awards, несмотря на то что был выдвинут одновременно на все ее номинации - случай сам по себе неслыханный. Но приему в Линкольн-центре он предпочел работу в мастерской. Ланг получил тогда лишь одну из трех наград, как лучший дизайнер мужской одежды, и потом еще долго не мог поверить, что фигура арт-директора, умного управленца, который хорошо разбирается в маркетинге, постепенно вытесняет на обочину дизайнера, художника, даже гениального. Недаром многие дома моды в последнее время начали отказываться от сотрудничества с крупными дизайнерами. Тогда, несколько лет назад, Сибрук лишь указал на это, теперь время подтвердило его правоту: Ланг ушел из мира моды и занялся искусством, а бренд Helmut Lang отношения к нему уже не имеет. В очерке о Доменико Дольче и Стефано Габбане Сибрук пытается разобраться в тайне их успеха, который, по его мнению, сложился из «портновского таланта Дольче и его чувства достоинства» и «урбанистической свободы Габбаны». Последняя история книги посвящена интернет-магазину Yoox.com Федерико Марчетти, которому удалось скрестить интернет-продажи с поначалу отчаянно сопротивлявшимися этому лучшими дизайнерскими брендами.

Сибрук вновь чутко фиксирует едва уловимые изменения в культуре повседневности и том воздухе, которым мы дышим. Наблюдения его на этот раз сводятся к следующему: новизна в моде и на рынке рождается из сочетания несоединимого, маркетинг продолжает наступление на высокую культуру и художников-одиночек, а ощупывание вещи, ткани, вдыхание ее запаха - словом, тактильное переживание заменятся стуком по клавишам. Жизнь становится все более виртуальной, шопинг перестает быть видом досуга и социализации, человек же относится к культуре и собственному в ней бытию все беззаботнее.

Сибрук Джон. Невидимый дизайнер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. Пер. с англ. М. Штильмарк

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more