Джон Сибрук в «Невидимом дизайнере» рассказывает о выходе высокой моды на улицу

Новый сборник Джона Сибрука «Невидимый дизайнер» о том, как поп-культура завоевывает новые территории

Джон Сибрук, американский культуролог, давний автор The New Yorker, очаровал российского читателя 10 лет назад, когда переведена была его «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» (М.: Ad Marginem). Теперь эта книга о размывании границ между высокой (highbrow) и низкой (lowbrow) культурой и воцарении nobrow, не ведающей иерархий, давно стала классической и вошла во все университетские курсы о культуре рубежа ХХ-ХХI вв.

В новом, только что вышедшем сборнике Сибрука сдвиги в современном культурном пространстве рассматриваются сквозь призму дизайнерского искусства.

Его первый очерк - самый глубокий и многогранный из трех, с никуда не исчезнувшим фирменным сибруковским писательским блеском - рассказывает о судьбе австрийского дизайнера Хельмута Ланга, придумавшего стиль, которого втайне ждали многие. Ланг смешал формальное и неформальное в одежде. «Самым строгим и дорогим его вещам присущи легкость и простота, а его casual несет в себе корректность и детали прет-а-порте». Обретение повседневной одеждой тонкого изящества вещи из мира высокой моды и легло в основу эстетики Ланга, но это не все. Переехав в США, Ланг хотел жить по своим правилам, открыто противостоял публичности и даже не явился на вручение главной награды фэшн-сообщества American Fashion Awards, несмотря на то что был выдвинут одновременно на все ее номинации - случай сам по себе неслыханный. Но приему в Линкольн-центре он предпочел работу в мастерской. Ланг получил тогда лишь одну из трех наград, как лучший дизайнер мужской одежды, и потом еще долго не мог поверить, что фигура арт-директора, умного управленца, который хорошо разбирается в маркетинге, постепенно вытесняет на обочину дизайнера, художника, даже гениального. Недаром многие дома моды в последнее время начали отказываться от сотрудничества с крупными дизайнерами. Тогда, несколько лет назад, Сибрук лишь указал на это, теперь время подтвердило его правоту: Ланг ушел из мира моды и занялся искусством, а бренд Helmut Lang отношения к нему уже не имеет. В очерке о Доменико Дольче и Стефано Габбане Сибрук пытается разобраться в тайне их успеха, который, по его мнению, сложился из «портновского таланта Дольче и его чувства достоинства» и «урбанистической свободы Габбаны». Последняя история книги посвящена интернет-магазину Yoox.com Федерико Марчетти, которому удалось скрестить интернет-продажи с поначалу отчаянно сопротивлявшимися этому лучшими дизайнерскими брендами.

Сибрук вновь чутко фиксирует едва уловимые изменения в культуре повседневности и том воздухе, которым мы дышим. Наблюдения его на этот раз сводятся к следующему: новизна в моде и на рынке рождается из сочетания несоединимого, маркетинг продолжает наступление на высокую культуру и художников-одиночек, а ощупывание вещи, ткани, вдыхание ее запаха - словом, тактильное переживание заменятся стуком по клавишам. Жизнь становится все более виртуальной, шопинг перестает быть видом досуга и социализации, человек же относится к культуре и собственному в ней бытию все беззаботнее.

Сибрук Джон. Невидимый дизайнер. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. Пер. с англ. М. Штильмарк