«Еще один год» - ремейк советского фильма «С любимыми не расставайтесь»

В прокат вышел «Еще один год» Оксаны Бычковой, реалистическая мелодрама про супружеский мезальянс
У героев Володина теперь современные лица/ International Film Festival Rotterdam

Они муж и жена, им где-то по 25, оба не так давно приехали в Москву, живут в съемной квартирке в спальном районе, считают деньги до зарплаты. Ее зовут Женя, его - Егор. Она рисует картинки для хипстерского сайта, а он - бомбила, хоть и умница с высшим образованием. Она разгуливает в яркой шапочке и сиреневых колготках, а он хочет носить что-нибудь дешевое, черное и неприметное. Она пытается заставить его смотреть Кесьлевского со словами: «Он же бог!», а он отвечает: «А он же поляк? Я вчера подвозил одного поляка, тоже был занудный». Она хочет бегать по концертам в ночных клубах и быть в курсе всех трендов, а он хочет сидеть дома в трениках и рубиться в компьютерные игры. Она пьет белое вино, он запивает водку пивом. В какой-то момент, конечно, Егор начнет задумываться: может, он и вправду колхозник, женившийся на принцессе. Потом Женя начнет говорить Егору, что он деградирует и «не хочет расти» - и убежит из дома тусоваться со знакомым бильдредактором, с которым личностный рост обеспечен. Он подумает что-то вроде: «Ну и бильдуй с ним». Вскоре они подадут на развод.

Эта картина основана на коротком сценарии Александра Володина «С любимыми не расставайтесь», причем впрямую совпадает у Володина и Бычковой только одна, финальная сцена. Бычкова наследует Володину скорее в попытке создать психологически точную зарисовку отношений, которые трескаются и медленно разваливаются. И - не поспоришь - она может похвастаться элегантными и нефальшивыми диалогами, несколькими прелестными сценами, очень точно воспроизведенными бытовыми деталями. Легко понять тех критиков, которые считают «Еще один год» картиной свежей, нежной и пронзительной. Это и правда хороший, по-настоящему хороший фильм. Чисто для протокола попытаемся сформулировать, что в нем все-таки раздражает.

Бычкова снова использует схему прославившего ее «Питер FM». Это опять история девочки-припевочки (в которой, не исключено, автор более или менее видит себя) и немногословного антихипстера (в котором автор, возможно, видит идеал мужчины). И вновь герой оказывается куда интереснее героини. «Питер FM» полностью держал Евгений Цыганов, а про даму его сердца запоминалось только, что она жить не может без отталкивающих песенок типа «Вне зоны доступа мы не опознаны». «Еще один год» держит прежде всего отличный Алексей Филимонов (заслуженный приз за актерскую работу на «Кинотавре»). У него в три раза меньше реплик, чем у его милой и талантливой партнерши Надежды Лумповой, но именно он благодаря своим интонациям, взглядам и движениям бровей надолго врезается в память.

В картине есть три очень долгие и тоскливые эротические сцены; и чем дольше Бычкова держит крупные планы впившихся друг в друга губами Филимонова и Лумповой, тем отчего-то яснее, что их герои не вместе. Что «сроднясь в земле, сплетясь ветвями» (из того же стихотворения поэта Кочеткова, откуда и название володинского сценария) к ним никогда не было применимо. То, как они со своими легкими, почти эфемерными чувствами, которых хватило бы на случайную связь, вообще оказались вдвоем в съемной квартире со штампами в паспортах, - загадка куда большая, чем то, почему они расстаются. Ну да, это фильм про развод, казалось бы, все логично - но Бычковой-то хочется рассказывать прежде всего про любовь. И чем старательней она пытается сделать эту любовь реальной, тем искусственнее эти отношения выглядят.

В советском фильме «С любимыми не расставайтесь» играли Александр Абдулов и Ирина Алферова - между ними как раз пробегали разряды, по которым можно было ощутить всю глубину влюбленности и несчастья и по которым этот фильм до сих пор помнят. И на картине Бычковой у многих сожмется сердце - в конце концов, финальная сцена очень трогательна. Вот только название «Еще один год» выглядит странным: несмотря на душераздирающие взгляды актеров в приклеенном финале, это как раз кино про последний год отношений людей, которые сбежались, разбежались, а потом немножко погрустили. Дело житейское, пустяки. Только, кажется, не о том собиралась снимать кино Оксана Бычкова.