Статья опубликована в № 3809 от 10.04.2015 под заголовком: Театр на полевом задании

На «Золотую маску» привезли театральный портрет города Воронежа

Документальный спектакль «День города» умело использует известный метод вербатим
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Воронеж в спектакле – зимний
Алексей Бычков / АНО «Фестиваль «Золотая Маска»

Добывать материал для спектакля, расспрашивая незнакомцев, – непростая дисциплина, которую авторы знают на отлично: в работе Воронежского камерного театра портрет города Воронежа вышел исчерпывающим. Активистка-лесбиянка рассказывает о своем проекте «Живая библиотека»: это клуб, где можно задавать вопросы ВИЧ-инфицированному, гею, бездомному – организаторы разыскивают людей из дискриминируемой группы, готовых встретиться с желающими. Умная девушка в ярко-синем пуховике и белой шапке с большим пушистым помпоном, наговорившись об отношениях полов, некстати заявляет: «Я – дворянка». В следующие минуты мы узнаем: у потомков воронежской аристократии почему-то проблемы с наркотиками. Мужчина жалуется на равнодушие супруги. Пожилой производственник ругает коррупционеров-начальников. Уроженка Воронежа недолюбливает деревенских, цыганка – горожан (а те – ее).

В поисках достоверности артисты прибегают к способу почти механическому, но годному на короткой дистанции монолога: элементарно копируют натуру. Это удается почти всем – прежде чем увлечься очередным рассказом, успеваешь испытать радость узнавания. Художники по костюмам тоже проявили наблюдательность: одели героев по-зимнему – и действительно, при нашем-то климате быстро привыкаешь к мысли, что соотечественник всегда утеплен и кажется вдвое больше своих настоящих размеров. Завершают картину фотографии Кирилла Савельева на заднике – депрессивные пейзажи воронежских спальных районов.

Режиссер Михаил Бычков будничному противопоставил праздничное, а частному – общественное (читай: государственное). Соединил вербатим с городским фольклором, а точнее, с неформальными гимнами Воронежа. Судя по тому, что песен хватило на всех артистов, ежегодно на День города администрация утверждает новую концертную программу, не обделяя вниманием ни одно направление эстрадной музыки. В природе существуют блатняк про Воронеж, хип-хоп про Воронеж, а также просто попса про Воронеж, не поддающаяся жанровой классификации.

«День города» – не первый документальный спектакль о жителях отдельно взятого российского города. И Бычков не первый режиссер, поставивший перед собой задачу журналиста, социолога, урбаниста. Его постановка сделана по законам жанра, который уже занял место в театральном контексте. Но сделана умело, и в этом ее преимущество.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more