В «Гараже» открыли несколько выставок

Большинство из них – скучные
«Гараж» ориентирован на молодого зрителя, но радовать его не намерен/ Е. Разумный/ Ведомости

На открытии нового здания «Гаража» его основатель Дарья Жукова подчеркнула, что выставочная программа к этому случаю продумана. Музей открывается не суперпредставлением, а отражением всех направлений деятельности музея.

Думаю, многие на этих словах вздохнули с сожалением. Как ни замечательна и полезна образовательная и исследовательская деятельность «Гаража», московская публика благодарна ему не за это. Супервыставки больших художников нашего времени, кроме патронируемой Дарьей Жуковой институции, никто в Москву не привозит.

Никто из наших музеев и центров современного искусства даже не планировал выставки Марка Ротко, Уильяма Кентриджа, Джеймса Таррела, большой ретроспективы Марины Абрамович. Никто не мог так мощно представить выдающуюся коллекцию Франсуа Пино, одного из главных в мире собирателей современного искусства. И это было настоящее образование, а не симпатичная клубная деятельность и просвещение небольшой группы желающих.

Кроме «Гаража» такую работу делают или могут делать и Московский музей современного искусства, и Государственный центр современного искусства, и «Мультимедиа арт музей». Были большие планы пару лет назад у объединения «Манеж», тогда во главе его стала Марина Лошак, но планы рухнули, когда она ушла в Пушкинский музей. Так что «Гараж» был какое-то время нашим Центром Помпиду, «Тейт Модерн» и нью-йоркским музеем современного искусства MoMA.

Сейчас «Гараж» не отказался от выставок западных арт-звезд и подготовил к закрытию своего временного здания и открытию нового выставки Катарины Гроссе и Яёй Кусамы. Они-то публику и привлекают, дают ей впечатления, вызывают эмоции. Все остальное довольно скучно и совсем не зрелищно и главное – могло бы произойти в любом другом месте. Еще один международный проект открытия придумал Риркрит Тирования. Он включает игру в настольный теннис (что симпатично, конечно, но в меру) и забавную выставку концептуалиста-шестидесятника Юлиуса Коллера.

Группа выставок относится к изучению 60-х, времени строительства ресторана «Времена года», в который теперь вселился «Гараж». Самая интересная из них сделана совместно с Музеем американского искусства в Берлине и рассказывает (в перепечатках архивных материалов) об американской выставке в Москве 1959 г. Ее за полтора месяца посетило 2,7 млн человек. Их, конечно, привлекла демонстрация американского быта, такого отличного от советского, но и для русского искусства это событие было знаковым. Именно там впервые русские художники увидели американскую живопись, в том числе абстрактную, и некоторые после этого стали работать по-другому.

Новый девиз

«Музей современного искусства «Гараж» – место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю» – так сформулирован новый слоган нового музея. Ждать от него радостей узнавания, удовольствий созерцания, помощи в осмыслении, видимо, не стоит.

Некоторое недоумение вызывает исследовательская работа так называемой «Молодежной команды «Гаража». Группа студентов и старшеклассников изучала в ней советские шестидесятые годы на основе кино, искусства и литературы. Результаты их деятельности представляет художественно и интеллектуально очень скромная выставка, но вызывающая вопросы. Например, почему, изучая, как написано в представлении проекта, «времена молодости их бабушек и дедушек», участники проекта обратились не к ним самим? Второй вопрос: стоило ли такой лепет демонстрировать публике?

Антон Видокле, давно представленный интересующейся современным искусством московской публике Фондом Стеллы Кесаевой, показал свои результаты изучения русского космизма фильмом, подкрепленным небольшими работами художников, в том числе русского авангарда. Тема эта хорошо освоена нашими кураторами, и почему бы не открыть «Гараж» хотя бы космической выставкой, все было бы интереснее. Но нет, радовать публику на новоселье «Гаража» никто не стремился.

Следующая тема, отражающая уже деятельность «научного департамента» музея, представлена выставкой фотографий Георгия Кизевальтера. Там со снимков на нас смотрят еще молодые лица художников московского андеграунда, которых последние два десятилетия можно регулярно видеть на московских выставках. Соскучится ни по ним, ни по их работам возможности у публики давно не было.

Эти же и другие художники отечественного искусства, когда-то неофициального, а теперь магистрального, отражены и на «Древе современного русского искусства». Выставке-схеме, где одни фамилии написаны очень крупными буквами (Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Никита Алексеев), другие меньшими. Схема отражает некие связи и упоминания, вызывающие у свидетелей этой недавней истории немалое изумление и большое сомнение в полезности деятельности департамента.

Честно говоря, в «Гараже» всегда интересными были привозные выставки, а делавшиеся на месте оказывались или вторичными, или слабыми, или перегруженными. Сегодня собственных проектов в музее большинство, и там скучно.