На Бергенском фестивале есть место всем искусствам
Публика благодарно встречает и мудреную современную оперу, и танцы народов ОкеанииМозаичность и мультикультурность – вот что отличает Бергенский фестиваль от многих других: его афиша – от этно и world до барочной и классической музыки. Параллельно в близлежащих музеях открываются выставки авангардного искусства; в бергенском музее искусств показывают богатую коллекцию норвежских художников, увенчанную экспозицией картин Мунка. А рядом, в Григсхаллене, каждый вечер проходят музыкальные концерты и выступления танцевальных групп из Африки, с энтузиазмом топчущих не слишком большую сцену «Зала Пер Гюнта».
В этом году Берген встретил проливным дождем и ветром. Однако фестиваль открыл open air на главной площади города. По традиции, собравшихся приветствовала сама королева Норвегии, а на двух эстрадах зажигательный ансамбль из Океании заступал на смену застенчивому девчачьему хору.
В благожелательной готовности выслушать другого, заинтересованном приятии даже самых радикальных изводов современного искусства заключена суть Бергенского фестиваля. Любительское творчество горожан имеет на фестивале ценность ничуть не меньшую, нежели выступления звезд. То там то сям, на улице, на площади или на рыбном рынке можно услышать выступления любительского хора, скромного камерного ансамбля или духового оркестра. Между тем в средневековом Хаконсхалле, над морем в крепости норвежских королей, своим чередом шли камерные концерты.
В вечер открытия на Большой сцене Григсхаллена недурно исполнили усеченную версию оперы Гершвина «Порги и Бесс», уложившись в час с небольшим. Похвальную сыгранность продемонстрировал Бергенский филармонический оркестр, ведомый жовиальным Эндрю Литтоном. Приглашенные певцы – афроамериканцы пели с задором и сноровкой, изрядно свингуя.
На следующий день прошла мировая премьера феминистской оперы «Адам и Ева», либретто и музыку которой сочинила норвежка Сесиль Ори. Впрочем, прямое и недвусмысленное, как плакат, высказывание о равноправии женщин музыкой назвать было сложно. Скорее это была театральная речитация шестерых персонажей (к слову, очень качественно выучивших текст и игравших с полной отдачей), тотально выстроенная по тонам уменьшенного септаккорда, который периодически сдвигался вверх и вниз по хроматической гамме. Слушать бесконечные ломаные арпеджиато, составленные из тритонов, в течение 90 минут было невыносимо; однако благодарная бергенская публика вознаградила создателей спектакля и солистов совершенно искренними аплодисментами.
Гастроли оркестра Осло, ансамбля Les Arts Florissahts, спектакль Саши Вальц «Орфей», экзотическое представление танцоров и певцов из Океании Moava – The Rusing of the Sea – таков далеко не полный перечень главных завлекалок фестивальной афиши. За 25 лет своего существования фестиваль стал для бергенцев окном в большой мир. Так горожане восстанавливают свою глобальную общность не только с Европой, но со всей культурой человечества.