Московская филармония дала сцену спектаклю Владимира Назарова

Представление «Этнокалейдоскоп» вернуло зрителя в благостные советские времена
«Этнокалейдоскоп» завершается цыганской пляской/ Е. Разумный/ Ведомости

Мы уже привыкли к виртуозной политике Московской филармонии и воспринимаем как должное, что к нам едут модные артисты со всего мира, воплощающие продвинутые тренды современной музыкальной сцены, – как вдруг Филармония пригласила публику и критику на сермяжное представление образцового брежневского качества.

Сам факт его появления на сцене Зала Чайковского – результат преодоления конфликтной ситуации, которая создалась было между Филармонией и Государственным театром национального искусства Владимира Назарова. Филармония въехала в концертный зал в Олимпийской деревне, где находился театр Назарова. Указом Минкульта театр был присоединен к Филармонии, в нем была учинена финансовая проверка, возмущенный Назаров снял все свои спектакли и подал в отставку. В подобных столкновениях у каждой стороны бывает своя правда, но общественность приняла ситуацию без гнева: в конце концов, Филармония давно стала ведущим игроком на всем концертном поле, а о театре Назарова просто никто не говорил. И вот – желанное примирение: коллектив Назарова дает новое представление в Филармонии, причем не в Филармонии-2 на Олимпийском, а в Зале Чайковского на площади Маяковского.

Названный поэт, стоящий памятником посреди площади, когда-то мечтал «без Россий, без Латвий, жить единым человечьим общежитьем». У спектакля Назарова пафос похожий, но несколько иной – мирное сосуществование музыкальных культур непохожих народов. Представление «Этнокалейдоскоп» – костюмированный спектакль-концерт, в котором звучат песни народов мира. Персонажи здесь узнаваемые – и бравые владимирские рожечники, и понурые обитатели литовского хутора в деревянных башмаках, и витальные греки на распродаже платков, и блондинка, танцующая со скрипкой в ковбойском салуне, и воздевающие руки евреи, и вспыльчивые мегрелы, и, конечно, заливистые цыгане. Все это не подлинный фольклор, а хорошо выученные композиторские обработки: например, гитарист Виталий Кись ухитрился обработать русский народный наигрыш в стиле Пако де Лусии. Режиссер Владимир Назаров работает с выдумкой, умея превратить песню в забавно разыгранную сценку. Его артисты умеют многое. Они хорошо играют на музыкальных инструментах, некоторые – не на одном, а на нескольких. Вокальная группа поет слаженно, а ее женская половина может одновременно с пением танцевать лихой цыганский пляс, развевая полы цветастых юбок. Танец здесь не на первом плане, но мужчины-танцоры в ударный момент могут и пройтись колесом. Впечатляет честное отношение к профессии: микрофонами усиливаются лишь некоторые голоса певцов и объективно слабые по звуку инструменты.

Вместе с тем, глядя на сцену, порой начинаешь думать, что на дворе стоит какой-нибудь 1976 год. И что представление создавалось с оглядкой на некоего цензора, который, не дай бог, заметил бы влияние растленного Запада или, хуже того, актуальных смыслов современного мира. Национальные идентичности – богатейшая тема для художника, живущего сегодняшним днем. Из одной только области представлений о политкорректности можно было бы извлечь уйму острых, важных и, если захочется, провокационных затей. В «Этнокалейдоскопе» есть одно-единственное место, заставившее зал всхохотнуть и насторожиться: когда киргизы, привыкшие терпеть жажду, вдруг завершают песню на слове «президент». Однако спектакль к этому времени уже заканчивается. Вместе с цыганскими веерами захлопывается альбом-путешествие по странам, чьи народы поют на разных языках, но похожи, как население пятнадцати республик Советского Союза.