На фестивале La Renaissance спели средневекового «Беовульфа»

Оказывается, орков придумал не Толкиен
Бенджамин Бэгби вынес искусство средневекового сказителя на академическую концертную сцену/ С. Портер/ Ведомости

Дружинник Беовульф, племянник конунга, с младых лет прославился храбростью и силой. Однажды он семь дней путешествовал вплавь по открытому морю, не снимая кольчуги и попутно сражаясь с морскими чудищами, нападавшими на него из пучин, – с тех пор морской путь в этих местах безопасен. Но главным его подвигом стала победа над Гренделем, потомком убийцы Каина: зная, что людоед заколдован от копий и мечей, Беовульф расправился с противником голыми руками.

Московский фестиваль старинной музыки La Renaissance, сообразно названию, обычно выбирает для своих программ куртуазную музыку Возрождения, иногда его заносит в более позднее барокко, а на сей раз маятник – так поясняет художественный руководитель фестиваля, молодой дирижер и композитор Иван Великанов, – качнулся в сторону темного Средневековья. Поэму XI в. «Беовульф» на сцене Малого зала консерватории исполнил Бенджамин Бэгби – сам потомок древнего ютландского рода, историк, специалист по англосаксонской культуре и певец, а точнее, скоп (древнеанглийский поэт и музыкант).

Нотную запись в эпические времена еще не изобрели, история сохранила лишь один из вариантов поэтического текста, поэтому реконструкция и фантазия в случае «Беовульфа» – полные синонимы. Однако Бэгби исполняет поэму уже много лет, и этот 80-минутный номер, занимающий целый концерт, отточен до блеска: певец очаровывает фонетикой староанглийского языка, малопонятного нынешним англичанам, и звучанием гибкого, выразительного, хорошо летящего в зал баритона. Ему помогают экран с переводом и маленькая арфа в руках. На ней всего шесть струн, настроенных, как мы бы сказали, на минорную пентатонику, да и в вокальном распоряжении столько же нот, но интонационного и ритмического разнообразия артист добивается впечатляющего. В том, вероятно, и состояло искусство скопа, развлекавшего суровых воинов в периоды досадных простоев между великими битвами, – на протяжении часов удерживать внимание слушателя, то декламируя, то напевая, то пускаясь в длинные вокализы, то переходя на скороговорку, то смакуя каждый слог. Исполнение артистом задиристого монолога одного из оппонентов Беовульфа, хлебнувшего лишнюю чашу пенистого меда, наверное, оценили бы в Вахтанговском театре. А за воинственный темперамент его похвалили бы Вигго Мортенсен и Шон Бин.

Современная подростковая культура с ее троллями и орками явилась в исполнении Бэгби в родниковой чистоте. Нынешний этноисполнитель, живущий в эпоху поп-музыки, наверное, порадовался бы, узнав, что древний бард на пиру в родовом замке пользовался похожими ритмами и приемами. Участники фестиваля La Renaissance тем и отличаются от остальных, что им удается полностью убрать дистанцию, отделяющую нас от далеких веков. Недаром перед началом концерта зрителей под страхом быть съеденными Гренделем заставили выключить мобильники.

Концерты фестиваля La Renaissance пройдут в Малом зале консерватории 12 и 15 сентября