Статья опубликована в № 3918 от 16.09.2015 под заголовком: Отраженный свет Караваджо

На выставке «Караваджо и последователи» Пушкинский музей показал одну картину Караваджо

Остальные 49 принадлежат его последователям

У выставки Пушкинского музея «Караваджо и последователи» два главных героя. Первый, понятно, – Микеланджело Меризи да Караваджо, великий итальянский художник, автор главного экспоната – картины «Мальчик, укушенный ящерицей». Второй герой – итальянский искусствовед Роберто Лонги, из собрания которого прибыли в Москву 30 живописных полотен. Их авторы – последователи, продолжатели или современники Караваджо.

В дополнение к итальянским визитерам куратор выставки Виктория Маркова добавила два десятка картин из Пушкинского музея – для полноты впечатлений и наблюдений. Однако, по ее же словам, проявила гостеприимство и представила как основную ценность собрание Фонда Роберто Лонги. Также не могла отказать себе в удовольствии привезти на выставку и те вещи, что к караваджизму прямого отношения не имеют, но сами по себе хороши. Например, «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» написана Гвидо Рени в 1640 г. почти в академической, спокойной манере и светлыми красками. Но в ранние годы Рени, как известно, испытывал влияние Караваджо, так что формально имеет право считаться заявленным в названии выставки «последователем».

Однако большинство картин выставки подтверждает, что не имевший учеников, не любящий подражателей и не пытавшийся теоретизировать Караваджо повлиял на многих художников, охотно перенимавших его эффектные приемы, но не имевших его страстности.

Прошлый успех

«Караваджо и последователи» вряд ли разделит успех выставки Караваджо, прошедшей в Пушкинском музее в 2011 г. Тогда были привезены 11 превосходных картин Караваджо, на выставку стояли очереди, ее посетило 235 000 зрителей. Нынешняя гораздо скромнее по уровню, но интереснее.

На выставке два «Отречения святого Петра» француза Валантена де Булоня – из Пушкинского и Фонда Лонги. Сюжет, композиция и немотивированный источник света обоих явно заимствованы у «Призвания апостола Матфея» Караваджо. Но написаны обе вещи хотя и мастерски, но без дерзости, в высшей степени свойственной автору этого шедевра.

«Мальчик, укушенный ящерицей» как раз и демонстрирует взрывной темперамент Караваджо. Гримаса боли и испуга на лице маленького красавца, его резко поднятое и ярко освещенное плечо, его оттопыренный палец, в который впилась еле различимая в горке ягод ящерица, бликом отражающаяся в стеклянной вазе комната – все здесь резко, броско, беспокойно.

И хотя перед нами не самое знаменитое и крупное, а раннее (середина 1590-х гг.) и камерное произведение Караваджо, оно очень известно. Точнее, чаще воспроизводится картина того же автора и с тем же названием, хранящаяся в Лондонской национальной галерее.

Роберто Лонги считается открывателем Караваджо, до его исследований и статей художника так высоко не ценили, как делают это сейчас. Правда, сегодня и самого Лонги искусствоведы корректируют. По крайней мере, Виктория Маркова считает, что караваджизм как явление был не таким сильным и влиятельным, как он считал. И вообще, история искусства – развивающаяся наука, обогащающаяся все новыми методами. Но и как ученый, умеющий увлекать своими идеями общество, и как коллекционер Роберто Лонги сам остается героем истории искусства ХХ в.

Сегодня люди искусства – ученые, меценаты, коллекционеры, критики – часто сами становятся главными героями художественных выставок. И не только потому, что нужны новые поводы для показа старого искусства.

Чем бы гордился сегодня Пушкинский музей, если бы коллекционеры Сергей Щукин и Иван Морозов не увлеклись современным им западным искусством. Что бы стало с наследием Ван Гога без маршана Амбруаза Воллара. Как бы пришли к успеху передвижники без поддержки Владимира Стасова, а прерафаэлиты без Джона Рескина. Выставка «Караваджо и последователи» прежде всего о картинах, о художниках. Но без таланта и знаний Роберто Лонги мы бы, возможно, их сегодня не увидели. Или увидели, но не оценили бы и не поняли.

До 10 января

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать