«Армида» Люлли стала событием фестиваля старинной музыки в Инсбруке

В спектакле сохранен даже балет, как при жизни композитора
Барочную оперу в Инсбруке показывают во дворе иезуитской гимназии/ © Innsbrucker Festwochen der Alten Musik / Rupert Larl

Когда Жан-Батист Люлли завершал работу над «Армидой», он еще не знал, что это будет его последняя законченная опера и что на ней завершится эпоха королевского по отношению к нему покровительства. Вторая жена Людовика XIV, Франсуаза д’Обинье, маркиза де Ментенон, не любила композитора, в том числе за его моральный облик. Но именно в «Балете ночи» Люлли 14-летний наследник престола в первый раз показался будущим подданным в образе Восходящего солнца. Поскольку сам Люлли тоже танцевал, их связь с королем обещала быть долгой.

Как бы то ни было, премьера «Армиды» прошла уже не в Версале, а в театре Пале-Рояль. Король, который не просто заказал оперу, но сам выбрал сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо, на премьере отсутствовал. А зря. «Армиде» предстояло стать лучшим произведением Люлли, шедевром французского стиля.

Стала она событием и на нынешнем фестивале старинной музыки в Инсбруке. Постановку Деды Кристины Колонны показали во дворе теологического факультета, расположенном в здании бывшей иезуитской гимназии. Архитектура итальянского ренессанса отлично подходит барочной опере. Художник Франческо Витали разместил в окнах манекены, некоторые оказываются живыми певцами. Пышные костюмы создают ощущение аутентичности, но позже появятся видеопроекции, например, зеленого лабиринта или рушащегося в финале здания. Сцена обставлена настоящими и фальшивыми колоннами – последние порой падают, а темнеющее небо хорошо подходит и сюжету, и главной теме фестиваля этого года – Stylus Phantasticus, «фантастический стиль» (этот термин в своей книге о звуке и музыке обосновал в XVII в. знаменитый немецкий ученый Афанасий Кирхер).

Во время первого крестового похода волшебница Армида – ее поет Элоди Аш – влюбляет в себя вражеского рыцаря Рено (Жоао Педро Кабраль), а затем влюбляется в него сама. Армида хоть и волшебница, но мучается человеческими страхами: если Рено влюблен посредством чародейства, то вроде как и не любит по-настоящему? Рыцаря расколдовывают не вовремя пришедшие ему на помощь друзья Убальд (Томислав Лавуа) и Датский рыцарь (Ангеран де Хис), и тут выясняется, что роману не быть. Рено кажется нужным пожертвовать любовью ради долга – и все во имя славы самой любви. Армида расстроена этой извращенной логикой, но сделать ничего не может, ее ждет одиночество и надежда на месть.

«Армида» поставлена в сотрудничестве со знаменитым центром барочной музыки в Версале. Скрипач Патрик Коэн-Акенин дирижирует оркестром Les folies francoises, струнные которого настроены, как и в версальских оркестрах эпохи Люлли, по пятиголосному принципу. Оркестр сидит сбоку сцены, порой над ним летают самолеты, за стеной бьют церковные колокола, но это не мешает наслаждению отточенным исполнением музыки и танцев. Режиссура не отличается концептуальностью, и без того редкой в мире барочной оперы, но она отмечена вкусом и нескучна в отличие от постановки «Германика» в том же Инсбруке. Впрочем, тот и шел не два часа, а почти пять, хотя из партитуры вырезали с полдюжины арий.

Итальянка Колонна – известный специалист по барочному и ренессансному танцу, как солист и хореограф она сотрудничала с нью-йоркской барочной танцевальной компанией. В Инсбрук она пригласила шведскую труппу Nordic Baroque Dancers. Не только танцовщицы, но и танцоры исполняют здесь женские партии. В финале манекены обнажаются, Армида снимает парик – вкрапления современности налицо, но поэзия мифа сохраняет свое очарование, XXI век ведет себя почтительно и деликатно.

Инсбрук