Статья опубликована в № 3935 от 09.10.2015 под заголовком: Начальник хора

Писательница Светлана Алексиевич удостоена Нобелевской премии

Почти 30 лет русская литература не знала столь громкого мирового признания
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Светлана Алексиевич – белорусская писательница, наполовину украинка, более 10 лет жила в Европе, но нет никакого сомнения, что она принадлежит к традиции русской литературы, причем в самых существенных ее качествах – внимании к больным общественным темам, интересе к человеческой природе, сострадании к человеческому несчастью.

«Общество насилия» – так определила писательница наш отечественный социум – уже негодует и обвиняет Нобелевский комитет в политизированности: в награждении писательницы видят укол режимам, как российскому, так и белорусскому, по отношению к которым у Алексиевич действительно нет иллюзий. Шведская академия называет другие причины, официальная формулировка такова: «За ее полифонические сочинения – монумент страданиям и мужеству в наше время».

Музыкальная аналогия не случайна: прозу Светланы Алексиевич и прежде сравнивали с концертом, а сама писательница определяет, к примеру, жанр романа «Цинковые мальчики» (1989) как «хор голосов» – он состоит из свидетельств офицеров и солдат, воевавших в Афганистане, вдов и матерей погибших.

Почти миллион

Величина Нобелевки в 2015 г. – 8 млн шведских крон ($953 000). Церемония награждения проходит по традиции в Стокгольме 10 декабря в день кончины основателя премии Альфреда Нобеля.

Другие книги писательницы также не выдуманы: «У войны не женское лицо» (1985), «Последние свидетели» (1985), «Зачарованные смертью» (1993), «Чернобыльская молитва» (1997), «Последние свидетели. Соло для детского голоса» (2004), «Время секонд хэнд» (2013) – все их нужно отнести к художественно-документальной прозе. Нонфикшн – одна из центральных территорий современной литературы вообще, и Шведская академия не смогла игнорировать автора, занимающего на ней одну из самых сильных позиций. «Ее творчество находится на грани документалистики и романа, это жанр, который еще ждет своей награды», – сказал незадолго до объявления лауреата редактор шведской газеты Dagens Nyheter Бьорн Виман.

Шведская академия отметила тенденцию времени, отдав награду романисту, не изобретающему миров, не рассказывающему выдуманных историй, – но писателю, вынимающему свой материал из гущи самой жизни, дающему слово героям всех социальных слоев и организующему факты сырой действительности в профессионально отточенную композицию. Важен и еще один мотив: Алексиевич не занимается языковыми играми, ее проза, ясная и продуманная, мало теряет в переводе. Но это и не проза журналиста. «Описывая людей советского времени, постсоветского, она перешагнула границы журналистики, создав совершенно какой-то новый литературный жанр. Она просто замечательный писатель!» – так оценила литературную уникальность Алексиевич постоянный секретарь Шведской академии Сара Даниус.

Нобелевку Алексиевич нельзя расценить иначе, как выдающийся успех, особенно если вспомнить, кто из русских писателей получал эту премию в свое время: Иван Бунин (1933), Борис Пастернак (1958), Михаил Шолохов (1965 г. – тут приходится говорить о спорности награждения, слишком много существует сомнений в авторстве «Тихого Дона»), Александр Солженицын (1970), Иосиф Бродский (1987). Со времени последнего события прошло 28 лет.

Как это нередко случается, западный мир оценил вклад автора в литературу, опередив отечественный. В Белоруссии, куда недавно вернулась Светлана Алексиевич, ее не издают, хотя читают. В прошлом году писательница была одним из самых возможных кандидатов на российскую премию «Большая книга» – номинировался ее последний сборник о годах перестройки «Время секонд хэнд», однако премию не получил. Тем временем мировое признание писательницы нарастало. Нобелевка могла бы достаться ей еще в 2013 г., но тогда предпочли канадку Элис Монро. В последние годы Алексиевич получила две премии: Премию мира немецких книготорговцев (2013) и Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014). Сегодня всем, кто приветствует или осуждает награждение писательницы, придется согласиться с одним: ее признание – объективный факт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more