Статья опубликована в № 3936 от 12.10.2015 под заголовком: Два сапога пара

Московский ансамбль Intrada спел под аккомпанемент французского ансамбля Le poem harmonique

Их объединил композитор Гийом Бузиньяк
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Одна из слушательниц пришла в Малый зал консерватории в сапогах. И переобулась – но не в туфли, а в другие сапоги. Она попала в самую суть искусства, явившегося в этот вечер со сцены, – искусства барокко. Раннего, задорного, вычурного, полного причуд.

Именно такое искусство любит, исследует и исполняет Венсан Дюместр – руководитель ансамбля Le Poeme Harmonique, прекрасно нам знакомого: он не раз приезжал в разные города России в разных составах – с певцами или без. В этот раз французы приехали лишь вчетвером – скрипка, корнет, орган-позитив и дирижер, в роли которого, отложив гитару, выступил сам Дюместр. К ним присоединились московские исполнители.

А пел ансамбль Intrada – его руководитель Екатерина Антоненко стояла, как обычно, в альтах. Это уже не первый проект ансамбля, когда он выступает совместно с каким-либо прославленным коллективом, исполняющим старинную музыку: трудно забыть их совместный концерт с прославленными The Tallis Sсholars, когда звучали композитор XVI в. Джон Тавернер и недавно ушедший из жизни Джон Тавенер.

Нынешний концерт оказался таким же поучительным, ведь у нас мало кто знает французского композитора XVII в. Гийома Бузиньяка – автора поразительно драматичных, напряженных по форме и разнообразных по фактурам мотетов. Музыка Бузиньяка коренится в ренессансном искусстве полифонии, а крона ее расцветает богатым концертным стилем, полным витиеватых украшений и эффектов. Считается, что Бузиньяк усвоил это у итальянцев, и в подтверждение этого рядом с ним игрались и пелись не только его современники французы – Этьен Мулинье и Пьер Гедрон, но и итальянцы: Андреа Фальконьери и Марко Мараццоли. Инструментальным хитом концерта стала Чакона последнего, чья синкопированная тема, неизменно повторяющаяся в басу, и нанизанные на нее вариации сделали бы честь джазменам наших дней.

Венсан Дюместр и его музыканты любят такие выходки: им чужд академизм, а танцевальность, даже по-народному грубоватая, по душе. А за трагические высоты в концерте отвечали мадригалы Клаудио Монтеверди – такие, как Жалоба Нимфы на текст первопроходца оперы Оттавио Ринуччини или Hor che ‘l ciel e la terra на текст Франческо Петрарки (в программке он был напечатан в переводе Мандельштама). Но вот что занятно: менее известный Бузиньяк ни в чем великому итальянцу не уступал, поэтому вполне логично, что именно роскошный мотет Бузиньяка Dum silentium закрывал программу – правда, на бис исполнили все же O Gloriose martyr Монтеверди. Похожим образом на сцене были равны в своем мастерстве (и иногда легких его сбоях) французские и русские певцы и музыканты.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more