«Мультимедиа арт музей» показывает видеофрески Михаль Ровнер

Это впечатляющие произведения большого современного художника
«Трещины времени» Михаль Ровнер – в центре выставки/ МАММ, Ведомости

Израильтянка Михаль Ровнер работает с видеопроекцией на экране, но, безусловно, является большим художником в самом традиционном смысле этого определения. Во-первых, потому что произведения ее крупноформатные – центральная работа на ее выставке «Смещения» в «Мультимедиа арт музее» занимает целую стену. И это важно – не каждый способен выдержать испытание масштабом.

«Трещины времени» – самая значительная работа выставки не только по размеру. Она сложна и по содержанию, все остальные вещи лаконичнее, почти бессюжетны. Здесь же, на зыбком фоне, состоящем из цепочек движущихся людей, тенью возникают две фигуры, исполняющие некий условный танец. После чего на экране возникает разрастающаяся трещина, а фигуры исчезают.

Остальные работы, созданные на несколько лет позже, в этом году, вовсе не имеют сюжета. Цепочки людей, кажущиеся просто линией или мелкими буквами сплошного текста, то возникают среди цветных или черно-белых линий, то теряются в них, завораживая зрителей, даже не пытающихся оторвать взгляд от экрана. Так смотрят только на произведения больших художников.

Поздние произведения, не имеющие названия и являющиеся, в сущности, вариантами одного счастливо найденного технического приема, действуют не менее магически, чем монументальные и многозначительные «Трещины времени».

Никак невозможно поверить, что медленно меняющиеся орнаменты, они же пейзажи, Ровнер просто изображения, картинки. А не взгляд на людей с божественной высоты, как на песчинки в пустыне вечности. Или увиденное – метафора жизненного пути каждого как обязательной, хоть и мельчайшей части человечества. Или все это про жизнь и смерть – маленькие человечки в земле исчезают и из нее же выплывают. Думайте, что хотите, произведения большого художника пробуждают воображение, стимулируют мышление.

До 29 декабря