В театре «Геликон-опера» проходит серия праздничных гала-концертов

Она посвящена долгожданному открытию новой сцены на Большой Никитской улице
Вампука – фирменное блюдо «Геликон-оперы»/ Екатерина Чеснокова/ РИА Новости

Дмитрий Бертман и его труппа сегодня самые счастливые люди на свете: после восьми лет мытарств и сражений они обрели дом: его вырыли под землей во дворе старинного особняка и накрыли крышей, ухитрившись сохранить даже историческое крыльцо. И теперь открывают сцену, современнее и оснащеннее которой нет на свете. Гала-концерт во многом придуман так, чтобы продемонстрировать возможности ее чудесных механизмов. Вот семь арфисток, задумчиво аккомпанируя Кончаковне, кружатся на поворотном круге. Вот часть хора, начав петь огнеподобный финал из «Запрета на любовь» раннего Вагнера позади солистов, заканчивает его уже над их головами. Вот вместе с труппой «Паяцев» выезжает компьютерный автомобиль, а вот он уже превращается в настоящий. Вот громовым звукам хора из «Бориса Годунова» за сценой вторят настоящие колокола, а за ними видны окна, выходящие в переулок, по которому колесят москвичи, не подозревающие о том, что играют роли статистов в подземном представлении: в «Геликоне» никогда не изгоняли современность из прочтений оперной классики.

Поздравить труппу с открытием пришли мэр Москвы Сергей Собянин и целая толпа друзей-спонсоров-партнеров, сколь щедрых, столь же и говорливых. Видеоприветствия прислали Хосе Кура, Мария Гулегина и Пласидо Доминго. Прибыл во плоти Дмитрий Хворостовский – он выступил на генеральной репетиции, прекрасно спев каватину из «Трубадура», и, одной рукой обнявшись с тезкой Бертманом, на другой загибал пальцы, считая в уме, сколько еще проектов он планирует воплотить на сцене «Геликона». На открытии выступила Инва Мула, оказавшись в отличной форме и спев арию из «Фауста», а также Александр Антоненко, который далеко не так же свободно исполнил арию из «Симона Бокканегры».

Жил-был дурень

Первая премьера в театре «Геликон-опера» состоится 14 ноября. Это будет редко ставящееся произведение – опера Римского-Корсакова «Садко», повествующая о фантастических приключениях новгородского купца

Однако большую часть номеров театр представил силами собственного бойкого коллектива. Хор в театре теперь больше, моложе, чем в былые времена, и еще заразительнее выплясывает. Солистов столько, что почти каждый номер делили на троих или четверых. Трех теноров, правда, не было, зато были четыре баритона, певшие Пролог из «Паяцев». В одном из номеров на сцене появились одновременно Фигаро, Сюзанна, Папагено и Папагена, спевшие искусно сработанную контаминацию дуэтов из двух разных опер Моцарта. Столь же лихими оказались склейки в многочисленных попурри, через которые певцы безбоязненно прыгали из «Травиаты» в «Бал-маскарад», оттуда – в «Пиковую даму» и незаметно обнаруживали себя в «Кандиде» Бернстайна.

Подобные фокусы мы не раз видели в исполнении труппы «Геликон-оперы» на многочисленных праздничных церемониях. Обязательным номером таких представлений является состязание нескольких колоратурных сопрано. В этом суть театра «Геликон» – не столько опера, сколько пародия на оперу. Это богатая нива, на которой можно растить прихотливые постмодернистские растения. Но Дмитрию Бертману ближе другой стиль – броский, грубоватый, почти телевизионный. Однако и он не скрывает известных проблем: многие певцы труппы перевалили ту точку карьеры, за которой начинаются возрастные профессиональные проблемы. Впрочем, труппа омолаживается, и молодые, умелые артисты производят приятное впечатление.

Оркестр театра под управлением Владимира Понькина уверенно справляется с любым материалом. В акустике зала «Стравинский» он звучит мощно, а вместе с хором и голосами – иногда даже слишком, хотя струнных маловато. Зато много боевого задора, а это главное. Он помог одолеть годы, что шла и стопорилась стройка, он же придаст жизни предстоящим премьерам.

До 8 ноября