В Камерном музыкальном театре имени Покровского завелась «Лиса-плутовка»

На нее пускают после шестнадцати лет: композитор Леош Яначек написал сказку для взрослых
Оформление спектакля напоминает стоматологический кабинет/ Ольга Чумаченко/ Камерный музыкальный театр

Так получилось, что оперу Яначека не вспоминали у нас долгие годы, а в этом сезоне ее поставили сразу два московских театра. Сначала она появилась в Театре Сац под названием «Лисичка. Любовь» в редакции дирижера Евгения Бражника. Теперь премьера в Камерном театре Покровского.

Здесь опера тоже идет не в оригинальной оркестровой версии – оркестр Яначека слишком пышен и многолюден, – а в камерной редакции английского композитора Джоната Дава, в которой бережно сохранены авторские краски. Дирижирует сам Геннадий Рождественский, по чьей инициативе в театре уже появлялись оперы смешанного авторства – например, «Идоменей» Моцарта – Рихарда Штрауса или «Лазарь» Шуберта – Эдисона Денисова.

По замыслу режиссера Михаила Кислярова действие разворачивается в трактире, где старики горько вспоминают ушедшую молодость и заливают сливовицей боль разбитых сердец. Трактирщик Пасек торгует напитками прямо из оркестровой ямы. В антракте музыка не прекращается – нам играют на пианино и аккордеоне.

На заднем плане – лес и его обитатели, частично во плоти, частично вырезанные из бумаги (сценограф и видеохудожник – Ася Мухина). Там, наоборот, царит вечная радость и молодость, которой можно любоваться, но которую можно и пристрелить. Смена поколений у зверей идет гораздо быстрее, чем у людей, и старый Лесничий, в прологе беседующий с лягушонком, в финале знакомится уже с его внуком. Это примиряет с конечностью жизни: да и музыка Яначека так светла, энергична и соприродна.

Счастлив театр, где стариков играют молодые. Красавец Александр Полковников сценической статью и обворожительным баритоном транслирует стопроцентную мужскую скорбь. Безутешный Учитель в исполнении Василия Гафнера смахивает на моложавого министра Мединского. Главная героиня – Лиса Остроушка – до поздних лет не доживает: ее жизнь обрывает пуля браконьера; звонкое и высокое сопрано Екатерины Ферзбы как нельзя лучше подходит партии, а восточные черты ее лица коррелируют с ориентальностью музыки Яначека. Возлюбленный ею Лис Златогривек в отступление от вокальной диспозиции Яначека, где ему предписано быть женским сопрано, поет крепким тенором и явлен мускулистой фигурой Игоря Вялых, в силу чего становится похож на вагнеровского героя.

Люди и животные в спектакле уподоблены друг другу, но человеческое перевешивает: если лесные герои едят по-лисьи, то милуются по-людски. Что касается людей, то закадровая у Яначека красавица Теринка здесь выведена сцену в виде рыжеволосой прелестницы. Добавляет неразберихи хаотичный свет, лучи которого оставляют большую часть мизансцен в провалах, – неизменно светлым островком остается лишь макушка великого дирижера, торчащая из оркестровой ямы.