Статья опубликована в № 3999 от 22.01.2016 под заголовком: Холодные странствия

Гамбургский балет Джона Ноймайера привез на Историческую сцену Большого театра «Пера Гюнта»

Это новая версия одной из самых знаменитых постановок лидера труппы
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Балетоманы-старожилы помнят, что Гамбургский балет приезжал с «Пером Гюнтом» на свои первые московские гастроли – в 1990 г. Джон Ноймайер, находившийся в расцвете таланта, тогда только выпустил этот балет. Он поразил мир соединением авангардной музыки Альфреда Шнитке, написанной специально для этой постановки, с не менее современным сценическим решением хореографа и художественным оформлением Юргена Розе. Спектакль быстро вошел в круг легендарных и – как часто случается с прорывными произведениями – вскоре исчез со сцены.

Четверть века спустя Ноймайер взялся возродить «Пера Гюнта», при этом переделав его, по собственному признанию, процентов на пятьдесят: изменениям подверглись часть костюмов, порядок отдельных номеров и, главное, хореография.

Встреча перед встречей

Как объявил на пресс-конференции генеральный директор Большого театра Владимир Урин, в следующем сезоне Джон Ноймайер приглашен на постановку в Большой театр. В Москве он поставит оригинальный балет. Вероятно, в нем воплотится страсть хореографа к русской культуре.

Циклопическая пьеса Ибсена, в которой героя мотает по свету, вздымает на вершину успеха и обрушивает на дно жизни, уплотнена до трех сценических часов. Рождение – отказ от богатой невесты – встреча с Сольвейг – пребывание в царстве троллей – жизненный крах после встречи с бедуинкой Анитрой – возвращение домой... Все это смысловые точки, на которых сконцентрировано внимание Ноймайера, который сам разрабатывает либретто спектакля и его режиссуру. Разумеется, никакого буквального воспроизведения норвежских фьордов или аравийских пустынь в этом «Пере Гюнте» нет. Более того, африканские пейзажи возникают в балете как декорация голливудских фильмов, звездой которых становится в этой версии главный герой: Ноймайера, так же как и Шнитке, привлекает не экзотическое бытописание, а история странствующей души. И рождаясь, и умирая, Пер Гюнт не меняет облика, хотя в финальном адажио его сопровождает Сольвейг, которой хореограф внезапно вставляет в руки старушечью палочку, в остальном тоже сохраняя ее юный облик.

Подобные несоответствия, возможно, и способны травмировать зрителя-неофита, но в условнейшем из искусств на это обращаешь внимание только тогда, когда хореограф сам теряет душу зрителя. Ноймайер окружает Пера Гюнта Невинностью, Проницательностью, Сомнением и Агрессией, но лексика сущностей главного героя так лапидарна, что Невинность сложно отличить от Сомнения, а Агрессию – от Проницательности. Объятия Озе и ее торчащая топориком стопа так же трогательны, как объятья и стопы Сольвейг, которую, в свою очередь, можно отличить от Ингрид, несостоявшейся жены Пера Гюнта, только по отсутствию свадебного венка. Вместе с лексической скромностью в балете настораживает и суровость чувств. Можно винить в недостаточном артистизме Эдвина Ревазова (Пер Гюнт), Анну Лаудере (Сольвейг), Лесли Эйманн (Озе), Элен Буше (Ингрид, Зеленая, Анитра), но абстрактные арабески, жете и пируэты, не складывающиеся ни в психологические характеристики, ни хотя бы в красивые хореографические комбинации, способны оживить лишь выдающиеся актеры, которых всегда дефицит на балетной сцене. Без них же этот «Пер Гюнт» превращается в безжизненную схему, впечатляющую грандиозностью замысла и непреклонностью исполнения. Но в нем, как в огромном соборе, начатом в романском стиле и законченном в барочном, – холодно и пусто. Благодаря этому понимаешь, почему балетный мир, в 1990-х в очередной раз стоявший на распутье, пошел не за интеллектуальным, мудрым гуманистом и профессором Ноймайером, а за простодушными хореографами, умеющими видеть великое в наивных сказках и складывать калейдоскопически разнообразные узоры.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more