Статья опубликована в № 4001 от 26.01.2016 под заголовком: Независимые ценности

Главный американский кинофестиваль «Санденс» верен ценностям независимого кино

Хиты из его программы скоро разлетятся по самым престижным мировым киносмотрам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Проходящему в маленьком Парк-Сити в штате Юта фестивалю «Санденс» мир обязан новой волной американского независимого кино, которое не сдает позиций последние 30 лет и наступает на пятки хитам больших студий в соревновании за «Оскаров». Например, «Бруклин», ставший местной сенсацией год назад, сейчас претендует на награду Киноакадемии в нескольких номинациях (в том числе как «лучший фильм»), а за год до этого в шаге от «Оскара» было «Отрочество» Ричарда Линклейтера. Поэтому «Санденс» – большая вечеринка американской киноиндустрии: количество профессионалов из кинокомпаний и кураторов кинофестивалей со всего мира, съехавшихся в эти дни в Парк-Сити, может сравниться с аудиторией фанатов независимого кино и местных жителей, которые ходят на фестиваль по специальным абонементам.

На «Санденсе» четыре конкурса: два национальных – игрового и документального кино – и два таких же международных. Главное внимание профессионалов приковано к американскому игровому конкурсу: именно здесь ищут и находят следующих Кевина Смита и Тодда Солондза. Но важны и документальные фильмы – в этом году они занимают примерно треть программы и охватывают самые обсуждаемые социальные темы, от отмены права на ношение оружия до подростковой преступности и вербовки в ИГИЛ.

Фильмов открытия тоже несколько. Документальный «Норман Лир: просто другая версия тебя» (Norman Lear: Just Another Version of You) об американском телепродюсере, который придумал главные комедийные шоу 1970–1980-х и обсуждал в них расизм, гомофобию и стереотипы, иллюстрирует ценности, которые исповедует «Санденс»: здесь предпочитают говорить с иронией о неудобном, показывать неприглядное, смеяться над стандартами и плевать на условности.

Свои

Фильмы фаворитов «Санденса» прошлых лет – Келли Рейнхардт, Айры Сакса, Мэтью Росса – показывают в блоке премьер: они не участвуют в конкурсе, но собирают огромные залы. «Санденс», чутко чувствующий тенденции, также собрал отдельную программу нового поколения инди-хорроров в блоке «Полночь».

А «Другие люди» (Other People) Криса Келли представляют собой собрание всего, что привычно видеть на «Санденсе», поэтому именно с них удобнее всего начинать фестивальный сюжет.

Семья переживает острый кризис, когда муж и трое детей помогают матери дожить последний год с диагнозом рака 4-й стадии. Проглоченные упреки и невысказанные ожидания, попытки радоваться жизни, превозмогая боль, – Келли удается рассказать привычную историю о сломанной семье через череду трогательных, смешных и честных ситуаций, от выбора первого парика после химиотерапии до семейных концертов перед Рождеством. В «Других людях» много черного юмора и шуток на грани, есть линия так и не принятого в семье сына-гея, но все эти моменты лишены спекуляций – режиссеру совсем не хочется придумывать хеппи-энд для каждой сюжетной линии.

С фильмом Келли рифмуется другая черная комедия – The Fundamentals of Caring Роба Бёрнетта. Главный герой, потерявший сына, ухаживает за подростком в инвалидном кресле – умным, саркастичным, растерянным и испуганным: врачи дают ему от силы несколько лет. Пол Радд и Крэг Робертс – идеальный дуэт для фильма о мужской дружбе и путешествии.

Типичные для американского независимого кино сюжеты отзываются и в фильмах международной программы – таких как Hunt for the Wilderpeople (режиссер Тайка Вайтити – новозеландская сенсация последних лет). Этот фильм о дружбе изобретательного ребенка и ребячливого старика хорошо вписывается в традицию инди-кино про аутсайдеров.

Тот же почерк «Санденса» виден в картине Swiss Army Man («Перочинный человек») – истории о дружбе с полутрупом, рассказанной двумя пока что мало кому известными режиссерами по имени Дэниел: Шейнертом и Кваном. И снова отличный актерский дуэт – на этот раз Пола Дано (звезда последней экранизации «Войны и мира») и Дэниела Рэдклиффа. Этот вольный пересказ «Робинзона Крузо» с десятком неприличных шуток и размышлениями о смысле жизни – один из главных претендентов на приз «Санденса-2016» за лучший американский игровой фильм.

Парк-сити

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more