Статья опубликована в № 4001 от 26.01.2016 под заголовком: Независимые ценности

Главный американский кинофестиваль «Санденс» верен ценностям независимого кино

Хиты из его программы скоро разлетятся по самым престижным мировым киносмотрам

Проходящему в маленьком Парк-Сити в штате Юта фестивалю «Санденс» мир обязан новой волной американского независимого кино, которое не сдает позиций последние 30 лет и наступает на пятки хитам больших студий в соревновании за «Оскаров». Например, «Бруклин», ставший местной сенсацией год назад, сейчас претендует на награду Киноакадемии в нескольких номинациях (в том числе как «лучший фильм»), а за год до этого в шаге от «Оскара» было «Отрочество» Ричарда Линклейтера. Поэтому «Санденс» – большая вечеринка американской киноиндустрии: количество профессионалов из кинокомпаний и кураторов кинофестивалей со всего мира, съехавшихся в эти дни в Парк-Сити, может сравниться с аудиторией фанатов независимого кино и местных жителей, которые ходят на фестиваль по специальным абонементам.

На «Санденсе» четыре конкурса: два национальных – игрового и документального кино – и два таких же международных. Главное внимание профессионалов приковано к американскому игровому конкурсу: именно здесь ищут и находят следующих Кевина Смита и Тодда Солондза. Но важны и документальные фильмы – в этом году они занимают примерно треть программы и охватывают самые обсуждаемые социальные темы, от отмены права на ношение оружия до подростковой преступности и вербовки в ИГИЛ.

Фильмов открытия тоже несколько. Документальный «Норман Лир: просто другая версия тебя» (Norman Lear: Just Another Version of You) об американском телепродюсере, который придумал главные комедийные шоу 1970–1980-х и обсуждал в них расизм, гомофобию и стереотипы, иллюстрирует ценности, которые исповедует «Санденс»: здесь предпочитают говорить с иронией о неудобном, показывать неприглядное, смеяться над стандартами и плевать на условности.

Свои

Фильмы фаворитов «Санденса» прошлых лет – Келли Рейнхардт, Айры Сакса, Мэтью Росса – показывают в блоке премьер: они не участвуют в конкурсе, но собирают огромные залы. «Санденс», чутко чувствующий тенденции, также собрал отдельную программу нового поколения инди-хорроров в блоке «Полночь».

А «Другие люди» (Other People) Криса Келли представляют собой собрание всего, что привычно видеть на «Санденсе», поэтому именно с них удобнее всего начинать фестивальный сюжет.

Семья переживает острый кризис, когда муж и трое детей помогают матери дожить последний год с диагнозом рака 4-й стадии. Проглоченные упреки и невысказанные ожидания, попытки радоваться жизни, превозмогая боль, – Келли удается рассказать привычную историю о сломанной семье через череду трогательных, смешных и честных ситуаций, от выбора первого парика после химиотерапии до семейных концертов перед Рождеством. В «Других людях» много черного юмора и шуток на грани, есть линия так и не принятого в семье сына-гея, но все эти моменты лишены спекуляций – режиссеру совсем не хочется придумывать хеппи-энд для каждой сюжетной линии.

С фильмом Келли рифмуется другая черная комедия – The Fundamentals of Caring Роба Бёрнетта. Главный герой, потерявший сына, ухаживает за подростком в инвалидном кресле – умным, саркастичным, растерянным и испуганным: врачи дают ему от силы несколько лет. Пол Радд и Крэг Робертс – идеальный дуэт для фильма о мужской дружбе и путешествии.

Типичные для американского независимого кино сюжеты отзываются и в фильмах международной программы – таких как Hunt for the Wilderpeople (режиссер Тайка Вайтити – новозеландская сенсация последних лет). Этот фильм о дружбе изобретательного ребенка и ребячливого старика хорошо вписывается в традицию инди-кино про аутсайдеров.

Тот же почерк «Санденса» виден в картине Swiss Army Man («Перочинный человек») – истории о дружбе с полутрупом, рассказанной двумя пока что мало кому известными режиссерами по имени Дэниел: Шейнертом и Кваном. И снова отличный актерский дуэт – на этот раз Пола Дано (звезда последней экранизации «Войны и мира») и Дэниела Рэдклиффа. Этот вольный пересказ «Робинзона Крузо» с десятком неприличных шуток и размышлениями о смысле жизни – один из главных претендентов на приз «Санденса-2016» за лучший американский игровой фильм.

Парк-сити

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать