Стиль жизни
Бесплатный
Алиса Таежная
Статья опубликована в № 4005 от 01.02.2016 под заголовком: Сто лет после рабства

Sundance ответил Гриффиту новым «Рождением нации»

Триумфатором главного американского кинофестиваля стал антирасистский фильм, названный в честь хрестоматийного расистского

Несмотря на сильный конкурс, победителя в номинации «Лучший американский игровой фильм» было легко вычислить заранее. Показы «Рождения нации» (The Birth of a Nation) Нейта Паркера сопровождались неизменными очередями и овациями, и вердикт жюри в итоге совпал с призом зрительских симпатий. Фильм о самом крупном восстании в рабовладельческой Америке многие называют более радикальным высказыванием о зверствах белых американцев, чем оскароносные «12 лет рабства». В «Рождении нации» много жестоких сцен пыток и наказаний, а название провокативно отсылает к хрестоматийному фильму Дэвида Гриффита, в 1915 г. соединившего новаторский киноязык с расистским содержанием (картина воспевала, в частности, подвиги ку-клукс-клана). Жесткий ответ чернокожего режиссера, который сам сыграл роль предводителя восставших – священника Нэта Тёрнера, пришел как раз к столетию спорного гриффитовского шедевра.

Приз за режиссуру американского игрового фильма достался Дэниелу Шейнарту и Дэниелу Квану – постановщикам черной фантастической комедии «Перочинный человек» (Swiss Army Man) с незабываемым дуэтом Пола Дано в роли нового Робинзона и Дэниела Рэдклиффа в роли странствующего трупа.

Лучшим американским документальным фильмом стала разоблачительная картина о предвыборной гонке конгрессмена Эндрю Вайнера. Очевидно, что на руку фильму Weiner сыграла предвыборная президентская гонка этого года, обнажившая непроговоренные противоречия внутри американского общества.

Неожиданный сюрреализм

На фестивале, где предпочтение традиционно отдается реализму и документалистике, огромным сюрпризом было увидеть польский фильм «Приманка» о двух сиренах, поющих в подпольном кабаре Варшавы и охотящихся за мужчинами. Сюрреалистичный, трагикомичный и визуально впечатляющий фильм получил награду за «Уникальное видение и работу художника-постановщика».

А за режиссуру документального фильма наградили Роджера Росса Уильямса: в картине «Жизнь в мультфильмах» (Life, Animated) он снимает жизнь своего друга, репортера Роба Саскайнда, и его сына-аутиста, который учится навыкам общения на мультфильмах Диснея.

Без наград, однако, остались несколько документальных фильмов, которые стали событиями фестиваля и очень понравились критикам. «Автор: История Джей Ти Лероя» (Author: The JT LeRoy Story) рассказывает о литературной фикции – придуманном домохозяйкой Лорой Альберт писателе-подростке-проститутке. Этот вымышленный персонаж стал героем фильмов Гаса ван Сента и Азии Ардженто и дружил по переписке с главными рок-музыкантами 1990-х. Еще одна яркая картина – «Священный ад» (Holy Hell) показывает на протяжении 20 лет жизнь секты из Калифорнии, культ которой построен вокруг нарциссичного основателя – в прошлом балетного танцовщика, актера и модели. А фильм «Кики» (Kiki) знакомит публику с карнавальным миром нью-йоркской подпольной квир-сцены. В ближайшее время картину покажут на Берлинском кинофестивале, а дальше этот и другие хиты «Санденса» начнут разлетаться по важнейшим мировым кинофорумам: «Санденс» открывает фестивальный год, и самые яркие здешние премьеры, как правило, не остаются без внимания европейских кураторов. Можно сказать и по-другому: практически все независимое американское кино, попадающее в Европу (в том числе и в Россию), – из программы «Санденса». И во всяком случае, если говорить о кино игровом, так или иначе несет приметы фирменного санденсовского стиля.

Международная программа «Санденса» в этом смысле не так важна: в ней реже выдаются путевки в дальнейшую большую фестивальную жизнь. Но призы «Санденса» престижны и сами по себе. За лучший игровой фильм в этом году наградили израильский «Песчаный шторм» (Sand Storm) – картину о двух бедуинских девушках, интересы и желания которых не учитываются в традиционном укладе их семей. Об этом же была и бельгийская «Сонита» (Sonita), получившая приз за лучший документальный фильм в международной программе. Сонита – афганская девушка 15 лет, нелегально живущая в Иране, – должна вернуться в родной город, чтобы выйти замуж и обеспечить тем самым состояние для женитьбы старшего брата. Отказать родственникам она не может, но мечтает, разумеется, совсем о другом. Сонита читает хип-хоп и копит деньги на запись первого хита. Это история свободного голоса в несвободной стране и нелицеприятный портрет традиционной семьи, которая ставит выгоду выше чувств детей.

«Санденс» определяет, какое кино мы будем обсуждать и смотреть в 2016 г. В этом кино будет много политики, но будут и человеческие истории – дикие, глубокие, сложные. Рассказанные с интересом и сопереживанием. И показанные сквозь неожиданную оптику.

Парк-сити

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать