Статья опубликована в № 4007 от 03.02.2016 под заголовком: Выкуп органиста

Михаил Плетнев извлек на свет Реквием Камиля Сен-Санса

Его написал композитор, бывший рьяным атеистом

Раритетное произведение, проникнутое скорбным минором, мало напоминает озорной стиль автора «Карнавала животных». В буклете приводятся обстоятельства его создания: Реквием написан в 1878 г. в память о друге композитора, который завещал Сен-Сансу 100 000 франков, с тем чтобы тот мог оставить должность церковного органиста, которой он, будучи атеистом, весьма тяготился. Завещание, впрочем, было увязано с просьбой умирающего написать по нему Реквием, и тут на атеизм скидок сделано не было.

В эпоху, когда уже существовали пышные, монументальные Реквиемы Берлиоза и Верди, Сен-Санс создал строгое, благородное сочинение, чья оркестровая фактура напоминает органное письмо (кое-где хор поет только с органом), стиль отличается сочетанием учености и простоты, отсутствует тяжелая медь (только в Dies irae тромбоны подключаются с балкона), а партии вокального квартета (за исключением разве что тенора – пел Игорь Морозов) нимало не амбициозны.

По контрасту во втором отделении Михаил Плетнев и Российский национальный оркестр блестяще сыграли на десять лет позже написанную Симфонию в трех частях Сезара Франка, где эффектно соединены позднеромантический тон, вагнеровская гармония и высокое мастерство развития.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать