Статья опубликована в № 4007 от 03.02.2016 под заголовком: От рассвета до заката

Проект «Хроника мировой оперы» Михаила Мугинштейна завершен

Вышел в свет последний, третий том, охватывающий XX век
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Завершен многолетний труд страстного профессионала, отдавшего ему многие годы жизни. «Хроника мировой оперы» в трех томах охватывает 400 лет, что существует жанр, и представляет 400 избранных шедевров, созданных за всю его историю. К ним добавлены 400 биографий интерпретаторов – дирижеров, режиссеров, певцов. Композиция статей в энциклопедии подчинена строгой схеме: указаны выходные данные каждой оперы, приведен список персонажей, состав оркестра, место и время действия, в меру полно изложено содержание. Это как во всех справочниках. А дальше начинается самое интересное – авторские комментарии, в которых каждой опере найдена уникальная позиция. Открываем наугад: «Девушка с Запада» – брутальный ответ экзотическому модерну и сентиментальности «Мадам Баттерфлай».

Идеальным читателем «Хроники» стал бы тот, кто прослушал бы с партитурой или посмотрел бы на видео все насквозь 400 опер, от «Эвридики» Якопо Пери до «Любви издалека» Кайи Саариахо (к слову, единственная опера в энциклопедии, написанная женщиной), выбирая из полного списка записей и постановок те, что рекомендованы автором.

История оперы легла в тома «Хроники» неравными частями: в первый том уместились все барокко, классицизм и половина романтизма, во второй – вторая половина XIX в., в третий – XX столетие. Получается, что при всей моде на барокко, популярности Моцарта и мастеров бельканто расцвет жанра приходится все же на те полвека, когда творили Верди, Вагнер, когорта великолепных французов, Чайковский и другие русские гении.

Третий том свидетельствует, что в ХХ в. значение оперы идет на спад, хотя и здесь жанр представлен корпусами сочинений Пуччини, Рихарда Штрауса, Яначека, Прокофьева, Бриттена и отдельными шедеврами Дебюсси, Берга, Шостаковича, Гершвина. К концу века струйка иссякает. После «Никсона в Китае» Адамса (1987) – семь лет вообще ничего достойного. Потом капли начинают капать снова, и среди них оказываются жемчужины Лахенмана, Шаррино, Этвеша. XXI век обязан взять реванш.

Хроника мировой оперы. Т. 3:1901–2000. Екатеринбург: Антеверта, 2016

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more