Статья опубликована в № 4015 от 15.02.2016 под заголовком: Костыли – враги свободы

Пермская опера накостыляла Моцарту

Оперу «Дон Жуан» под управлением Теодора Курентзиса оказалось нелегко оценить среди обилия ортопедических изделий
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Из трилогии опер Моцарта / да Понте, которую поставили в Перми, «Дон Жуан» оказался наименее удачным спектаклем. Режиссер Валентина Карраско сочинила концепцию в пол-абзаца, ради воплощения которой на сцене приходится громоздить целые сараи пластмассы. Аргентинская постановщица ценит природу и свободу, тогда как условности, под гнетом которых живет человечество, ей глубоко противны. С таким свежим взглядом на мир режиссер решила, что Дон Жуан должен ходить в пиджаке зеленого цвета, символизирующего естественность, – прочие же пусть будут закованы в ортопедические корсеты, распорки, бандажи, ошейники и уподоблены всецело пластмассовым манекенам, от которых только рябит в глазах. Зеленый цвет иногда проскальзывает в гардеробе женщин, которыми увлечен главный герой, – в него иногда окрашен верх Донны Анны и трусы Церлины. В эпизоде бала хор калек с костылями жестоко бьет свободолюбивую молодежь, а в финальной сцене Дон Жуан попадает ни в какой не ад, а во власть разбушевавшихся пациентов.

Номинация «Балет»

23 февраля на сцене театра «Новая опера» пермяки покажут диптих смешанного жанра, помещенный в балетный раздел фестиваля «Золотая маска», – пролог к неосуществленной опере «Оранго» и мюзик-холльное ревю «Условно убитый» Дмитрия Шостаковича.

Конечно, эти слабые остатки образов Бунюэля и Сальвадора Дали, растиражированные во всю длину спектакля, никогда бы не удостоились внимания отборщиков фестиваля «Золотая маска», если бы они не являлись нагрузкой к музыкальной работе Теодора Курентзиса и его артистов. Мы уже не первый раз слышим «Дон Жуана» в исполнении Курентзиса в Москве – последний раз это был спектакль Большого театра в 2010 г. Теперь – результат стопроцентно аутентичный: весь оркестр играет на подходящих инструментах в требуемом строе. Драматическая партитура требует резких контрастов – в сравнении с лирической вязью, скажем, Cosi fan tutte, «Дон Жуан» звучит тревожно, хлестко, напряженно. Как всегда, группа континуо, которую ведет французский клавесинист Александр Бенуа, не только виртуозно импровизирует в речитативах, но и включается в инкрустацию арий или дуэтов: в одной из редких лирических страниц, дуэте Дон Жуана и Церлины, хаммерклавир рассыпается нежной вязью. Интернациональный оркестр звучит как сыгранный ансамбль однокашников, пусть первую скрипку зовут Афоней, а первую трубу – Жоао.

Нельзя сказать, чтобы все пели исключительно удачно. В целом на уровень вокальных работ не пожалуешься, но в голосе Симоне Альбергини (Дон Жуан) проскальзывал простоватый тембр, Гвидо Локонсоло (Лепорелло) порой сбивался с голоса в верхнем регистре, Виктор Шаповалов (Мазетто) не справлялся с темпом, а Борис Рудак (Дон Оттавио), кажется, был простужен – его первую арию вообще отменили, а надо было бы и вторую. Из мужчин только Мика Карес (Командор) доложил свою партию красиво и звучно. А вот женские работы были на высоте, причем две из них принадлежат пермским артисткам. Это и есть один из результатов работы в Перми Теодора Курентзиса, которого порой несправедливо упрекают в невнимании к местным кадрам. Надежда Павлова (Донна Анна) и Наталья Кириллова (Донна Эльвира) не только выдержали напряженную тесситуру и справились со всеми фиоритурами, не только сумели насытить повторы в своих ариях богатыми вариациями, но и показали настоящий моцартовский звук – изменчивый сообразно музыке, здесь прямой и безвибратный, тут расцветающий переливчатым тембром. Не случайно именно этих двух певиц эксперты «Золотой маски» отметили персональными номинациями, наряду с самим Курентзисом. Но была мила и точна и их греко-германская товарка – Фани Антонелу в партии Церлины.

В этом году ожидается выход последнего диска оперной трилогии, которую Курентзис записал для Sony Classical. Это будет именно «Дон Жуан». По счастью, в аудиоварианте шедевр Моцарта / да Понте будет лишен как сюрреалистических, так и ортопедических коннотаций, а выражению свободолюбия не понадобятся зеленые трусы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more