Третьяковская галерея обновила экспозицию современного искусства

Советское неофициальное потеснило на ней искусство постсоветское
Раздел соц-арта, как всегда, выглядит исключительно эффектно и не нуждается в пояснениях/ М. Стулов/ Ведомости

Новая постоянная экспозиция современного искусства в Третьяковской галерее только называется новой и постоянной. Музей меняет ее каждые четыре года, но в частностях экспозиция повторяется, что естественно: от лучших и характеризующих время авторов и произведений отказаться невозможно. На этот раз новая экспозиция отдела новейших течений называется «Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка», и изменения в экспозиции произошли существенные.

Большую часть здесь занимают вещи из собрания Леонида Талочкина. Он был не просто многолетним собирателем советского неофициального искусства, но активным участником, видным героем московской художественной жизни, начиная с 60-х гг. и до конца века. Его большая и специфическая (работы в основном были подарены, а не куплены) коллекция теперь вошла в фонд Третьяковки и впервые в этом качестве в залах галереи выставлена. Но не сама по себе, а как часть обновленной экспозиции отдела новейших течений. Такое формальное объединение двух задач – скорее соломоново решение, чем интересное.

С одной стороны, впервые или после долгого перерыва показаны многие работы художников русского андеграунда, и это хорошо. С другой – никакого свежего, скорректированного временем взгляда на современное отечественное искусство новая экспозиция не предлагает. Если осмысление его уже закончилось, так почему бы не сделать наконец окончательный вариант экспозиции современного искусства?

Залы традиционно отведенного под новейший раздел музейного пространства сейчас, как и много лет назад (по инициативе Андрея Ерофеева), делятся по направлениям: от «Абстракции» и «Сюрреализма» до «Акционизма 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х». При этом на последние разделы оставлено непропорционально мало места и постсоветское искусство активно вытеснено андеграундом советских времен. Так что новую экспозицию отдела новейших течений можно считать малой версией выставки «Другое искусство», открывшейся в Третьяковке четверть века назад и впервые представившей в стенах музея национального искусства художников-нонконформистов. Теперь, правда, работы многих из них есть и в залах постоянной экспозиции в разделе 60–80-х гг.

Если бы собрание Талочкина было выставлено само по себе, то никакого зрительского недоумения не возникло бы. Так что лучше смотреть «Перезагрузку» как демонстрацию давно не виденных и подзабытых работ художников хорошо или мало известных. Где рядом с хрестоматийной «Стоячей нитью» Вячеслава Колейчука демонстрируется странное «Выявление новой структуры (космос)» Михаила Дорохова, где с запомнившимися холстами Евгения Рухина соседствует незаслуженно забытый затейливый ассамбляж «Страдания современной женщины» Юрия Васильева-Мона, а самодостаточный минималистский «Триптих» Валерия Герловина побеждает в глазах зрителя суетные композиции Бориса Бича, попытавшегося продолжить Малевича. И неофициальное советское искусство воспринимается не как сумма достижений, а как необъятное поле для экспериментов.

Столов не было

Третьяковка анонсировала, что в залах новой экспозиции будут стоять столы, за которыми можно будет изучать «интерактивные копии работ». Но к вернисажу столы поставить не успели, и задуманного эффекта «кабинета древностей» не возникло.

Дизайн новой экспозиции, созданный Алексеем Подкидышевым, активный, как это сейчас принято в Третьяковке. В первом зале можно даже испугаться частоты выгородок, но потом их становится меньше, и сходство со старомодным провинциальным музеем, его «оформиловкой», начинает казаться милым. Как и все кураторские проекты Кирилла Светлякова, этот насыщен текстами, дающими любознательному зрителю массу сведений.