В Ярославле слились экзотические культуры

Восьмой фестиваль Юрия Башмета объединил музыкантов Востока и Запада
Изящная примадонна Шанхайской оперы Йили Шен/ Евгений Кононов

Каждый год на майские праздники в Ярославле и его окрестностях разворачивается международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета. В этом году он проводился уже в восьмой раз – и программа его привлекала вызывающе дерзкой стилистической пестротой. В одной афише мирно уживались образцы шанхайской оперы и европейский романтизм, музыка Магриба и музыка итальянского барокко; академические и традиционные музыканты; профессионалы и те, кто относится к музыке как к особому роду духовной практики. Уникальный коктейль эпох и стилей организаторы – Русское концертное агентство, руководимое Дмитрием Гринченко, и худрук Юрий Башмет – возвели в эстетический и конструктивный принцип фестиваля.

Программы камерного оркестра «Солисты Москвы» – оркестра-резидента – были скомпонованы по четким историческим лекалам филармонических концертов. Но они перемежались выступлениями весьма экзотических коллективов, поражающих воображение ярославской публики не только необычными способами репрезентации, но и непривычным звучанием голосов и инструментов. И это обстоятельство сообщало особенную свежесть восприятию классики.

Увертюра Россини к опере «Шелковая лестница», Фортепианный концерт Моцарта № 23 и редко звучащая Месса святого Иоанна Гайдна (при участии хоровой капеллы «Ярославия») прозвучали на торжественном открытии фестиваля под управлением Юрия Башмета. Но оттененные на следующий день меланхолическими напевами китайской тростниковой флейты Квин Йина и вкрадчиво-ласковым мяуканьем примадонны Шанхайской оперы Йили Шен эти сочинения вдруг показались приветом из чуждого мира.

Древняя музыкальная традиция Китая эпохи Мин, проникнутая покоем, тихими неспешными звонами колокольчика и тишиной долгих пауз, эстетически и ментально побеждала шумное многоречие и преувеличенную романтическую приподнятость Скрипичной сонаты Франка, исполненной в том же концерте великолепным скрипачом Никитой Борисоглебским. И даже Соната Баха для скрипки и клавира в контексте китайской музыки показалась слишком умозрительной; восточная мудрая простота побеждала европейскую изощренность, как говорится, всухую.

Йили Шен, одетая в простую хлопковую юбку и блузу, безо всякого театрального грима, исполняла фрагменты из оперы эпохи династии Мин «Павильон пионов», мягко свивая и развивая гибкий стан. Замедленные текучие жесты рук, плавное перетекание из одной позы в другую, изощренные движения: в каждый миг фигура девушки являла собою совершенную в своей законченности композицию – и это было захватывающе красиво. Это был даже не танец, но выразительная пантомима, сопровождаемая печальными, «лунными» мелодиями флейты.

Из Магриба, с любовью

Al-Tariqa Al-Gasoulia – суфийский орден Египта, ныне возглавляемый шейхом Салемом аль-Газули. Одноименный ансамбль был основан его отцом и предшественником шейхом Габером аль-Газули. «Мир, взаимопонимание и толерантность есть три главных тона в божественной мелодии Любви» – таково кредо ордена и ансамбля.

Еще одним приветом с Востока – на сей раз Ближнего – стало выступление вокального ансамбля мужских голосов из Каира «Аль-Тарика аль-Газулия», возглавляемого шейхом Салемом аль-Газули. Двадцать пять певцов в белоснежных рубахах, усевшись полукругом, более полутора часов исполняли суфийские гимны, восхваляющие Аллаха, понимаемого как Абсолютная Любовь.

Знаменитый барочный арфист Ксавье Дюместр сыграл с «Солистами Москвы» Концерт для арфы французского композитора Франсуа Адриена Буальдьё. Музыка концерта, простодушная и глубокая одновременно, являла собою торжество раннеклассицистского стиля, из которого уже прорастали первые ростки романтического драматического мировидения. Временами образный строй и темы концерта напоминали о лучших образцах балетной музыки той эпохи; в драматической третьей части мерещилось порою, будто тень безумной Жизели металась по сцене.

Струнный оркестр «Виртуозы Италии» с неподдельным барочным драйвом сыграл Синфонии и Кончерти гросси Альбинони, Тартини, Корелли, Джеминиани. И конечно же, Вивальди, чей главный хит – цикл «Времена года» – исполнили во второй части концерта, с явным удовольствием отдаваясь совместному музицированию. Особенно же удались ансамблю звукоподражательные моменты: снежная буря, моросящий дождик, радость расцветающей природы – все передавалось залу. Солировал в концертах руководитель оркестра, скрипач и дирижер Альберто Мартини.

Камерные концерты в Рыбинске, Гаврилов-Яме, городке Мышкине, поселке Борок и селе Некрасово дополнили афишу фестиваля, в географии которого в этом году появился новый пункт. В поселке с завлекательным названием Красный Профинтерн во дворце родового имения купцов Понизовкиных прошел камерный концерт с участием Юрия и Ксении Башмет.

Ярославль