«Алиса в Зазеркалье» оказалась «Алисой в Стране выученных уроков»

В новой диснеевской киносказке от книги Кэрролла остались только персонажи
Джонни Депп в роли Шляпника норовит выйти на первый план, оттеснив Мию Васиковску (слева от него)/ KINOPOISK.RU

Чтобы избежать напрашивающейся фразы о потерянном времени, проще всего заметить, что тут все-таки есть на что посмотреть. Режиссер Джеймс Бобин старался сохранить стиль постановщика «Алисы в Стране чудес» (2010) Тима Бёртона, который остался в проекте продюсером, поэтому заявление «это не Бёртон» выглядело бы не слишком корректно.

Во-первых, здесь те же персонажи, а значит, остроумные решения (вроде раздутой головы Красной королевы) остаются в силе. А во-вторых, новое пространство придумано удачно. Визуально картина работает на контрасте не столько реального (очень условно) и фантазийного миров, сколько на противопоставлении механического и природного.

Царство механики – замок Времени (это персонаж, которого играет комик-провокатор Саша Барон Коэн) с тысячей шестеренок и армией снующих повсюду пугливых секунд, напоминающих оживший металлолом. Эти забавные существа способны собираться в грозные минуты и в совсем уже похожие на трансформеров часы.

Упорхнувший

«Алиса в Зазеркалье» стала последней картиной с участием Алана Рикмана, который умер за четыре месяца до премьеры. Роль легко не заметить: Рикман озвучил бабочку Абсолема, которая была в первой серии гусеницей и занимала значительно больше места в сюжете. А в дублированной на русский язык версии пропал и голос ушедшего актера.

Царство природного – замок Красной королевы, злобного головастика в исполнении Хелены Бонэм-Картер. Он похож на сплетенье корней. А его обитатели, слепленные из овощей, сошли с полотен Арчимбольдо: они и слуги, и еда, Красная королева то и дело на ходу откусывает у кого-нибудь то нос, то пальцы. Но это, кажется, всё, что осталось в «Алисе» от бёртоновского черного юмора.

То, что это «не Кэрролл», после бёртоновской «Алисы» не удивляет: уже там сценаристка Линда Вулвертон сочинила по мотивам двух кэрролловских сказок собственный сюжет, в котором 19-летняя Алиса спасалась в Стране чудес от навязанного замужества и возвращалась с решимостью сказать «нет». Но «Алиса в Зазеркалье» не имеет к сюжетам Кэрролла уже совсем никакого отношения. Если не считать персонажей, заживших совершенно другой жизнью, и взятого из сцены безумного чаепития мотива ссоры со Временем, превращенного Линдой Вулвертон в историю с не раз повторенной моралью «прошлое изменить нельзя, но можно извлечь из него уроки».

Фильм начинается со сцены морской погони, в которой судно под командованием капитана Алисы Кингсли (Миа Васиковска) уходит от пиратов. Но неприятности подстерегают решительную девушку в родном Лондоне, где отвергнутый в первой серии жених (Лео Билл), ставший владельцем судоходной компании, ставит Алису и ее мать (Линдсей Данкан) перед выбором: корабль или дом. Вооруженная девизом о том, что невозможное становится возможным, если верить в себя, Алиса сбегает сквозь зеркало в уже знакомый ей (и зрителям первой серии) мир.

Там победила Белая королева (Энн Хэтэуэй), но теперь появилась новая проблема – Шляпник (Джонни Депп) впал в депрессию на почве детской травмы. Роль Деппа непомерно разрослась еще в первом фильме, а теперь он попросту двигатель сюжета. Чтобы излечить стремительно чахнущего под разноцветным гримом больного, Алисе нужно отправиться в прошлое и отыскать его семью, которую, как все уверены, убил ужасный Бармаглот. Но Шляпник, случайно нашедший свою первую шляпу, решил, что его родные живы. И вспомнил, что не успел помириться с отцом (Рис Иванс), который сомневался в его способности продолжить семейное дело. Летая в прозрачной «хроносфере» по океану времени, Алиса попутно выясняет, что детская травма была и у Красной королевы (отчего она и стала плохой). Придется лечить и ее.

Наверное, даже хорошо, что этот назидательный психоанализ для самых маленьких ничем не напоминает о Кэрролле. Но плохо, что его персонажей больше не жалко, как жалко их было в бёртоновском фильме, где они казались потерянными просто потому, что Алиса повзрослела.

Теперь выясняется, что можно отмотать время назад и извлечь из детства уроки.

Кто бы напомнил создателям этого фильма, что ничего скучнее уроков в детстве не бывает.