Статья опубликована в № 4092 от 09.06.2016 под заголовком: Образы заменили смыслы

Александр Виноградов показал себя хорошим художником

Когда перестал быть частью успешного дуэта Дубосарский & Виноградов

Галерея «Триумф» впервые представила выставку пейзажей Александра Виноградова. Жанр традиционный, техника тоже – масло на холсте да акварель на бумаге, а центральная дорожная тема и вовсе банальная. Однако «Пространственно-временной континуум» – так замысловато названа выставка – это собрание легких, красивых и вполне осмысленных работ, рожденных художнической интуицией, а не по продуманному плану.

В них можно обнаружить много общего с большими веселыми картинами прошлых лет. В паре с Владимиром Дубосарским Виноградов долго и с успехом радовал ими публику, галеристов и коллекционеров. Крупный формат, мажорная палитра, простая сегодняшняя жизнь (тема последних серий дуэта, сменившая отыгранную райско-гламурную), композиция «случайного кадра» – это как раньше, но нет иронии и вызывающей напористости в желании произвести впечатление. Видимо, наступательная энергия, принесшая художникам успех и популярность, иссякла или перестала быть востребованной.

Новые картины Виноградова написаны на разные темы. Отдельно стоит сине-серая «Белая ночь в Русском музее (зал Малевича)». Она кажется особенно удачной – хрестоматийные супрематические холсты у Виноградова потеряли цвет, превратились в бледные копии, призраки, в страшном сне или волнующем видении явившиеся современному художнику. Но главная тема выставки задана в «Отражениях» и развита в серии акварелей «Путешествие Москва – Санкт-Петербург». Тут найден всего один прием, но оригинальный и очень эффектный – цветные нечеткие квадраты, нарушающие сюжетную логику изображения, возникают на холстах и листах в разных местах. Формально они объяснимы, обозначают блики, отражения в оконном стекле движущегося поезда. Простые оптические эффекты и в реальности выглядят фантастично, а на картинах кажутся особыми знаками, уличающими нас в неспособности понять увиденное. Даже если мы смотрим на хорошо знакомый пейзаж: леса, заборы, гаражи, дороги, люди на платформе.

В каталоге выставки приведен разговор, который без особых умствований вели два художника – Дмитрий Гутов и Александр Виноградов. В середине его Виноградов главное про выставку и сформулировал: «Получилась не игра смыслов, как мы раньше с Володей делали, а игра образов».

До 26 июня

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать