Questa musica вместе с лидерами фестиваля «Возвращение» выступил в Большом зале консерватории

На концерт не явились широкая публика и настоящее искусство
Роман Минц и Филипп Чижевский действовали в разных направлениях/ Е. Разумный/ Ведомости

Уже 18 лет фестиваль «Возвращение» пользуется заслуженным успехом у знатоков. Его участники, лучшие музыканты своего поколения, ведут активную деятельность и вне фестиваля – однако выступают, как правило, в камерных залах. Хор и оркестр Questa musica, появившийся в 2008 г., тоже снискал репутацию как высокопрофессиональный независимый коллектив, равно сильный в любой музыке, от старой полифонии до авангарда, – однако тоже в узких кругах и на небольших площадках. Ныне была сделана попытка выйти к широкой публике – однако Большой зал консерватории остался полупустым.

Дело не только в летнем времени: на Теодора Курентзиса недавно в том же БЗК был аншлаг. Трудно организовать эффективную рекламу, трудно вообще перейти грань, отделяющую культовое признание от массовой популярности.

Организаторы, по-видимому, сделали ход в этом направлении. Они соединили в программе новую музыку – но удобную для восприятия (в «Святом» Джона Тавенера солировал виолончелист Борис Андрианов) – с хрестоматийным Бахом.

Музыку барокко оркестр Questa musica и его дирижер Филипп Чижевский умеют играть аутентично, достигая высоких результатов. Однако солистом в Скрипичном концерте ля минор выступил Роман Минц – мастер, но скрипач мейнстримный, он и не стал ничего менять в своей экспрессивной манере, больше подходящей музыке Альфреда Шнитке. Солист, скрипки, альты и басы художествовали все по-своему: стилистически концерт рассыпался, а многие эпизоды прозвучали кто в лес, кто по дрова. Немногим лучше удался Двойной концерт до минор, хотя гобоист Дмитрий Булгаков качественно провел свою партию.

Во втором отделении звучал как раз Шнитке – Концерт для хора на стихи Нарекаци. Эта сложная партитура – экзамен, и Questa musica, вышедшая составом в 50 человек, его выдержала, хотя текста часто было не разобрать, сопрано в верхнем регистре звучали резко, а мажорные терции в аккордах (в том числе и самом последнем) хотелось бы немного подкорректировать. Чижевский дирижировал как отличник – да и что мог бы современный молодой человек найти в этой позднесоветской (хоть и интеллигентской) партитуре? Целое оказалось механическим сложением строф, разделенных паузами после однообразных многозначительных снятий.

Нынешний, подходящий к концу сезон был богат событиями с участием Чижевского, Минца, Булгакова и Андрианова, и в памяти останутся они, не эта, компромиссно составленная и неудачно исполненная программа.