Статья опубликована в № 4114 от 12.07.2016 под заголовком: Созерцать на равных

«Гараж» открыл выставку «Единомышленники», максимально доступную инвалидам

На ней показано интересное всем западное искусство из частных собраний

Выставку «Единомышленники» музей «Гараж» представляет как развивающую «новый для России кураторский подход применительно к понятию «инклюзия». Сразу хотелось бы договориться о терминах: координатор инклюзивных проектов «Гаража» и сокуратор выставки Мария Сарычева говорила «инвалиды», объяснив, что словосочетание «человек с ограниченными возможностями» кажется ей бессмысленным, поскольку людей с неограниченными возможностями не существует. Но это дело вкуса – оба определения общеприняты и этически равноправны.

Главным новшеством «Единомышленников» музей считает привлечение к формированию и организации выставки четырех инвалидов. Сокураторами Сарычевой и Анастасией Матюшиной стали Евгений Ляпин (передвигается на инвалидной коляске), Елизавета Морозова (синдром Аспергера – одна из форм аутизма), Полина Синева (не слышит с детства) и Елизавета Федосеева (потеряла зрение в 13 лет). Все они социально адаптированы, можно сказать, успешны, но в отличие от людей без мешающих жить недугов смогли поучаствовать в отборе работ для выставки и прокомментировать некоторые из них.

Что касается комментариев, представленных рядом с профессиональными искусствоведческими пояснениями, то они интересны в меру интеллектуальных и литературных талантов привлеченных кураторов. Трудно что-то сказать и о том, насколько они определили выбор работ, который оказался очень хорош.

Не только «Гараж»

Российские музеи много помогают инвалидам. Например, Третьяковская галерея открыла пятый выставочный проект в рамках долгосрочной программы «Язык скульптуры по Брайлю». Лучшие скульпторы Москвы предоставили галерее свои работы: портреты писателей, модели памятников, композиции на темы литературных произведений.

Из московских частных собраний современного западного искусства выбраны работы действительно интересные и осмысленные. Представлены классики: две ранние фотографии Синди Шерман – как всегда, в образах неудачно столкнувшихся с жизнью аутичных девушек, эффектный ассамбляж с дорожными знаками Роберта Раушенберга и открывающий экспозицию, ставший неким символом выставки, спрятавший голову в несуществующую глубину страус Маурицио Каттеллана. Показаны и работы художников, успешно осуждающих классиков: так, Дженни Савиль в своей имитирующей Люсьена Фрейда «Заклейменной» написала такое гигантское обнаженное женское тело, что, честно говоря, утеряла пафос феминистского обличения, хотя хотела протестовать против дискриминации людей избыточных размеров. Упрекаемый Савиль Фрейд был к своим натурщицам добрее. Также, глядя на «Этюд к «Цветам» Элен Стюртевант, имитирующий шелкографию Энди Уорхола, думаешь, что куплен он был только за сходство со знаменитой серией, хотя сама плагиаторша тоже по-своему знаменита.

Рассматривая выставку, легко забываешь, что она представляет собой особый «инклюзивный» проект, скорее думаешь о современном искусстве, его достижениях и тупиках. Но в том-то и ценность выставки, что она дает возможность инвалидам думать так же, как и слышащим, видящим и пришедшим в «Гараж» на своих ногах. Потому что каждый экспонат сопровожден стендом, где кроме обычных пояснительных текстов и комментариев непрофессиональных кураторов есть аудиозапись подробного описания экспоната, уменьшенная копия его (в случае скульптуры) и даже тифлокомментарии. Пандусы теперь помогают передвигаться на инвалидных колясках не только в «Гараже», но и на территории Парка Горького. Сотрудники музея, обученные языку жестов, будут проводить экскурсии по «Единомышленникам», готовятся программы и для людей с разными формами аутизма.

Очевидно, что оснащение выставки такими интерактивными помощниками инвалидов – не самая новаторская часть проекта, но, безусловно, самая полезная. А вот привлечение в кураторы по инвалидности не видится бесспорной удачей, даже этической. Свою экскурсию по выставке Евгений Ляпин начал с рассказа о том, как видел в Лондоне спектакль, где две роли играли актеры-инвалиды и никого это не смущало. Чувствовать себя таким же, а не отдельным от всех, кажется ему важным.

До 9 сентября