«Гараж» открыл выставку «Единомышленники», максимально доступную инвалидам

На ней показано интересное всем западное искусство из частных собраний
Работа Джейсона Роудса состоит из неоновых надписей самого неожиданного содержания/ М. Стулов/ Ведомости

Выставку «Единомышленники» музей «Гараж» представляет как развивающую «новый для России кураторский подход применительно к понятию «инклюзия». Сразу хотелось бы договориться о терминах: координатор инклюзивных проектов «Гаража» и сокуратор выставки Мария Сарычева говорила «инвалиды», объяснив, что словосочетание «человек с ограниченными возможностями» кажется ей бессмысленным, поскольку людей с неограниченными возможностями не существует. Но это дело вкуса – оба определения общеприняты и этически равноправны.

Главным новшеством «Единомышленников» музей считает привлечение к формированию и организации выставки четырех инвалидов. Сокураторами Сарычевой и Анастасией Матюшиной стали Евгений Ляпин (передвигается на инвалидной коляске), Елизавета Морозова (синдром Аспергера – одна из форм аутизма), Полина Синева (не слышит с детства) и Елизавета Федосеева (потеряла зрение в 13 лет). Все они социально адаптированы, можно сказать, успешны, но в отличие от людей без мешающих жить недугов смогли поучаствовать в отборе работ для выставки и прокомментировать некоторые из них.

Что касается комментариев, представленных рядом с профессиональными искусствоведческими пояснениями, то они интересны в меру интеллектуальных и литературных талантов привлеченных кураторов. Трудно что-то сказать и о том, насколько они определили выбор работ, который оказался очень хорош.

Не только «Гараж»

Российские музеи много помогают инвалидам. Например, Третьяковская галерея открыла пятый выставочный проект в рамках долгосрочной программы «Язык скульптуры по Брайлю». Лучшие скульпторы Москвы предоставили галерее свои работы: портреты писателей, модели памятников, композиции на темы литературных произведений.

Из московских частных собраний современного западного искусства выбраны работы действительно интересные и осмысленные. Представлены классики: две ранние фотографии Синди Шерман – как всегда, в образах неудачно столкнувшихся с жизнью аутичных девушек, эффектный ассамбляж с дорожными знаками Роберта Раушенберга и открывающий экспозицию, ставший неким символом выставки, спрятавший голову в несуществующую глубину страус Маурицио Каттеллана. Показаны и работы художников, успешно осуждающих классиков: так, Дженни Савиль в своей имитирующей Люсьена Фрейда «Заклейменной» написала такое гигантское обнаженное женское тело, что, честно говоря, утеряла пафос феминистского обличения, хотя хотела протестовать против дискриминации людей избыточных размеров. Упрекаемый Савиль Фрейд был к своим натурщицам добрее. Также, глядя на «Этюд к «Цветам» Элен Стюртевант, имитирующий шелкографию Энди Уорхола, думаешь, что куплен он был только за сходство со знаменитой серией, хотя сама плагиаторша тоже по-своему знаменита.

Рассматривая выставку, легко забываешь, что она представляет собой особый «инклюзивный» проект, скорее думаешь о современном искусстве, его достижениях и тупиках. Но в том-то и ценность выставки, что она дает возможность инвалидам думать так же, как и слышащим, видящим и пришедшим в «Гараж» на своих ногах. Потому что каждый экспонат сопровожден стендом, где кроме обычных пояснительных текстов и комментариев непрофессиональных кураторов есть аудиозапись подробного описания экспоната, уменьшенная копия его (в случае скульптуры) и даже тифлокомментарии. Пандусы теперь помогают передвигаться на инвалидных колясках не только в «Гараже», но и на территории Парка Горького. Сотрудники музея, обученные языку жестов, будут проводить экскурсии по «Единомышленникам», готовятся программы и для людей с разными формами аутизма.

Очевидно, что оснащение выставки такими интерактивными помощниками инвалидов – не самая новаторская часть проекта, но, безусловно, самая полезная. А вот привлечение в кураторы по инвалидности не видится бесспорной удачей, даже этической. Свою экскурсию по выставке Евгений Ляпин начал с рассказа о том, как видел в Лондоне спектакль, где две роли играли актеры-инвалиды и никого это не смущало. Чувствовать себя таким же, а не отдельным от всех, кажется ему важным.

До 9 сентября