На фестивале «Точка доступа» современные художники прокомментировали Петербург

Авторы поставили вопрос об отношениях городского жителя с природой
Участники соцсетей разместили статусы прямо на скульптуре/ С. Левшин

Год назад в Петербурге впервые прошел фестиваль сайт-специфического театра «Точка доступа». Отечественным театральным деятелям в принципе известно, что готовую среду – например, парковку, парк или музей – можно использовать в качестве сценографии, но мало кто умеет это делать. Молодая институция взяла на себя поддержку этого направления: в отличие от большинства театральных фестивалей она не только и не столько организует гастроли спектаклей, сколько продюсирует собственные. Вторая «Точка доступа» стала фестивалем более широкого профиля – добавились кинопоказы и проекты современных художников. Программой паблик-арта занималась искусствовед и куратор Елизавета Шагина.

Искусство покидает резервации

Паблик-арт – это, например, всем известные граффити, но не только. Термин означает «искусство в общественном пространстве». Вы становитесь адресатом художника неожиданно, случайно – в этом основное отличие паблик-арта от работ, выставленных в галерее, куда люди прийти планируют. Например, пока длился фестиваль, посетитель бара на улице Рубинштейна мог внезапно оказаться зрителем выставки Георгия Литичевского: ироничные комиксы художника регулярно появлялись там в виде стенгазеты.

Инсталляцию Zikaden («Цикады» в переводе с немецкого) в большом парке Политехнического университета легко не заметить: работа петербургской группы Tonoptik успешно мимикрирует под окружающую среду. Около 30 невзрачных динамиков развешаны на деревьях аллеи. Каждое устройство издает с определенным интервалом электронный писк. Отдельно взятый источник звука можно было бы принять за телефон, который требует подзарядки. Но поскольку динамики пищат на разной высоте, расположены в разных точках пространства и, что самое важное, порядок их звучания сложно организован, создается виртуозная иллюзия естественного лесного шума – пения птиц или насекомых. Zikaden – не только технически совершенная, но и одна из самых умных работ в арт-программе фестиваля: ее можно рассматривать как комментарий к выбранному пространству. По сути, парк – это компромисс между тоской по природному и потребностью в комфорте. Парк – декорация леса, более или менее условная. По иронии именно такая декорация нужна студентам и сотрудникам Политеха, чтобы работать над передовыми технологиями – и тем самым наращивать дистанцию между современными людьми и первобытными охотниками. Вот это двоякое отношение городского жителя к природе и составляет тему инсталляции.

По-видимому, теми же вопросами, но с позиции скульптора задается Мартин Штайнерт, еще один участник фестиваля. Его любимый материал – дерево: из него немецкий художник создает как небольшие объекты, так и масштабные инсталляции. Обычно он использует брус – куски древесины, которым человек придал геометрию из соображений удобства. Конструкции Штайнерта, наоборот, имеют неправильную, «природную» форму: скульптор как бы возвращает дерево к более естественному состоянию. Для «Точки доступа» он построил в саду Академии художеств «Деревянное облако» – два лепестка, образующих нечто вроде беседки. Инсталляция сделана в традиционной технике Штайнерта, и для него, вероятно, эксперимент заключался в способе ее создания: пока художник работал, любой желающий мог к нему прийти и написать желание на одном из брусков. Так что «Деревянное облако» в какой-то мере материальный аналог интернет-форума или соцсети, где контент коллективно создается не знакомыми друг с другом людьми.

Проект «Телемагазин» – это диверсия художников на территорию сетевого книжного магазина: вместо рекламы покупатели видят в телевизорах произведения видеоарта. Петербургская группа «Север7» сняла фейковый рекламный ролик «Теплое оружие», обыграв обычную функцию телевизора в магазине. Герои видео продают деревянные ружья и пистолеты: главное достоинство продукта – никого не убивает. Автор работы «Дровосеки» француз Ромен Периньон добавил свои пять копеек в разговор о природе и техническом прогрессе, оказавшийся столь важным в контексте фестиваля: его брутальные персонажи валят лес, а клиенты книжной сети держат в руках конечный продукт их труда. Получается, конфликт человека и природы стал едва ли не главным мотивом арт-программы, что вполне объяснимо, учитывая характер жанра. Петербург – город, построенный вопреки природе и находящийся в вечном противостоянии с водой, а работа с городским контекстом – одна из ключевых особенностей паблик-арта.

Санкт-Петербург