Статья опубликована в № 4138 от 15.08.2016 под заголовком: Выйти из опалы

В австрийском Оссиахе сыграли «Свадьбу Иисуса»

Скандальная опера Готфрида фон Айнема (1918–1996) стала главным событием фестиваля «Каринтийское лето»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Фестиваль «Каринтийское лето», ежегодно собирающий звезд классической музыки и джаза, проходит не только в концертных залах, но и в замках, церквях и монастырях Каринтии. Долгое время главной особенностью фестиваля считались показы «церковных опер», действие которых связано с религиозными сюжетами, шли они, как правило, в храмах. Одно время оперы перестали появляться в афише, но в этом году все вернулось, да еще как! В Оссиахе показывают знаменитую «Свадьбу Иисуса» Готфрида фон Айнема. В свое время ее премьера породила в Австрии скандал.

«Свадьба Иисуса» – шестая по счету опера фон Айнема, который в середине 1970-х считался наиболее исполняемым современным оперным автором в мире. Ее заказал именно каринтийский фестиваль, но в итоге, после долгих раздумий, показывать премьеру не стал, она прошла в столичном Театре ан дер Вин. Постановку Джанкарло дель Монако транслировали одновременно первые каналы немецкого и австрийского телевидения, при том что гневу ультраортодоксальных католиков не было предела. Помимо акций протеста, писем и сбора подписей они занимались прямым оскорблением и запугиванием авторов. В программке к нынешней постановке описывается, как на улицах буквально заплевывали фон Айнема и его либреттиста.

Под подозрением

Несмотря на признание, Готфрид фон Айнем всегда казался публике слишком независимым. Его поддержка после войны Бертольта Брехта (композитор хлопотал о получении им австрийского гражданства, поскольку жена Брехта была австриячка, в итоге драматург жил в ГДР) привела к несправедливым обвинениям. Айнема даже исключили из худсовета Зальцбургского фестиваля, но вскоре не только вернули обратно, но и сделали его председателем.

Либретто состоит из библейских цитат и стихотворений писательницы Лотте Ингриш, она была второй женой фон Айнема, тот часто писал музыку на ее тексты. Тема оперы – Любовь и Смерть, решена она на высоком теологическом уровне. Ингриш изменила пол Смерти, в немецком языке она мужского рода, а стала женского. Из-за этого возникли абсурдные обвинения в сексуализации происходящего и, следовательно, в оскорблении чувств верующих. Судебного разбирательства по такому поводу в демократическом, пусть и насквозь католическом, государстве быть не могло, но началась мощная медийная атака на проект, который еще никто не видел. Авторов поддержал сам венский кардинал Кёниг, известный богослов и влиятельная фигура в церковном мире. Он сказал, что хорошо понимает теологические проблемы, к которым подступает опера, считает «текст прекрасным, люди же просто глупы». Но даже его влияния не хватило, чтобы смягчить позицию Рима. Зато на угрозы и провокации не поддался президент Австрии Рудольф Кирхшлегер – накануне новых президентских выборов церковные круги угрожали ему сильно осложнить жизнь, если оперу не запретят, причем важную роль в истеричном движении оскорбленных верующих играли школьные преподаватели религии, этот важный оплот морального догматизма в обществе. Кирхшлегер на шантаж не поддался, решив, что в поддержке таких избирателей не нуждается, и был переизбран при поддержке 80% голосовавших – лучший результат в австрийской истории.

Сегодня «Свадьба Иисуса» воспринимается как классика – билеты раскуплены, аплодисменты длятся долго, особенно когда на поклоны выходит исполнитель заглавной партии Борис Граппе. Ему и его товарищам по сцене (Смерть – Урсула Хессе фон ден Штайнен, Мария – Фредрика Бриллембург) приходится считаться со сложным сценическим решением художницы Анне-Мари Легенштайн. Во время непогоды оперу показывают не во дворе монастыря Оссиаха, но в построенном тут же зале Альбана Берга. Сценой оказывается вытянутый стол, вокруг которого сидит публика, две длинные скамейки трансформируют пространство за несколько секунд. Каринтийским симфоническим оркестром дирижирует лосанджелец Йонатан Штокхаммер, в последние годы много работающий в Европе, но хором театра Клагенфурта, выступившего в копродукции с фестивалем, из зала руководит Гюнтер Вальнер, сам хор находится позади зрителей. Показы сопровождаются вступительными лекциями, где звучат имена не только известных богословов, но и Достоевского. Но даже и без них понятно, что 85-минутная опера – это касающееся важных тем искусство, опасность же для верующих исходит из других сфер.

Фестиваль продлится до 25 августа

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more