Статья опубликована в № 4140 от 17.08.2016 под заголовком: По программе Менухина

Фестиваль Иегуди Менухина в Гштааде проходит по заветам великого скрипача

Но благодаря Ивану Монигетти там умеют и оттенить академизм развлечением
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Практически все крупные европейские фестивали имеют внутри концертной программы мощную образовательную составляющую. Особенно же этим увлекаются в Швейцарии: достаточно вспомнить знаменитую летнюю Люцернскую академию, основанную Пьером Булезом на базе Люцернского фестиваля. Еще дальше пошли по этой стезе в Вербье, где во время фестиваля работает пять потоков мастер-классов по разным специальностям, включая оперное пение и арт-менеджмент.

Фестиваль, проходящий в уютнейшем швейцарском городке Гштааде, уставленном аккуратными деревянными шале, носит имя Иегуди Менухина. Сам Менухин придавал огромное значение музыкальному образованию молодежи, учредив в 1963 г. в Лондоне знаменитую школу – она считается сейчас одним из самых престижных музыкальных учебных заведений среднего звена и выпустила немало знаменитых скрипачей. В 1977 г. на фестивале в Гштааде великий скрипач создал Интернациональную академию музыки Менухина (IMMA), куда принимают по конкурсу. Студентам предоставляется возможность заниматься с выдающимися музыкантами и выступать в концертах фестиваля.

В прошлом году в списке специальностей академии появилась еще одна – дирижирование. Возглавить курс пригласили Неэме Ярви – маститого эстонского мэтра, старшего представителя дирижерской семьи Ярви: Пааво и Кристиан – его сыновья. Ярви рачительно подготовил к показу пятерых: молодые дирижеры (из которых двое – эстонцы) с разной степенью совершенства, свободы и вовлеченности продирижировали частями скрипичных концертов Бетховена и Брамса в маленькой старинной церкви, украшенной наивными, почти совсем уже выцветшими средневековыми фресками.

Сам концерт представлял собой реконструкцию концерта 1929 г., на котором молодой Менухин дебютировал с оркестром Берлинских филармоников; дирижировал тогда Бруно Вальтер. В наше время едва ли кто-то решится составить программу симфонического вечера исключительно моножанрово, из скрипичных концертов. Во времена Менухина это, видимо, было приемлемо – хотя возможно и то, что было сделано исключение для экстраординарно одаренного юноши.

Скрипичные гала и камерные вечера квартетной музыки, пожалуй, самые востребованные форматы на крупном, длящемся 60 дней фестивале, носящем имя великого скрипача. В этом году в Гштааде и сопредельных городках Занене и Лауене выступали Квартет Эбене и итальянский Chiaroscuro Quartet, первую скрипку в котором играет выпускница Лондонской школы Менухина – неистовая Алина Ибрагимова. Очевидный лидер ансамбля, она властно вела за собою музыкантов в квартете Шуберта «Девушка и Смерть». Четырнадцатый квартет ре минор – невероятно сложная по фактуре, сногсшибательно быстрая по темпам музыка – был сыгран с бешеным темпераментом, с романтической, возвышенной, сжигающей себя самое страстью, что так привлекает в подлинном, не щадящем себя музицировании. Флюиды силы, горячечный пыл, исходившие от Ибрагимовой, казалось, озаряли огненными сполохами стены полутемной церкви.

В жанре карнавального развлечения был задуман костюмированный концерт «Ночь виолончелей в бразильском духе», где затейником выступил Иван Монигетти, успевший выпустить в Швейцарии целую плеяду учеников, среди которых знаменитая Соль Габетта.

Вместе с нею и еще 12 виолончелистами Монигетти представил пеструю, но не лишенную интриги программу: от Вивальди и «Бахианы № 5» Вилла-Лобоса – до Оффенбаха и Астора Пьяццоллы со спорадическими включениями Кнайфеля и Соллимы. Программу завершили бисы «в русском стиле» – как говорится, ничто не предвещало. Украсив чело кокошником, Габетта уселась рядышком с бывшим педагогом и с нужной степенью протяжной тоскливости завела меланхолический мотивчик старинного русского романса «Выхожу один я на дорогу», плавно перетекший в шуточный припляс «Коробейника».

Народ, собравшийся под фестивальным тентом, где проходят самые многолюдные концерты, был в полном восторге. Был ли бы в восторге Иегуди Менухин, 60 лет назад инспирировавший появление в Гштааде фестиваля, движимый благородным побуждением оставаться верным духу серьезной академической музыки? Этот вопрос остался открытым.-

Гштаад

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more