Стиль жизни
Бесплатный
Алексей Мокроусов
Статья опубликована в № 4143 от 22.08.2016 под заголовком: «Фауст» для начинающих

В Зальцбурге показали самую русскую среди французских опер

В «Фаусте» Шарля Гуно в постановке Райнхарда фон дер Таннена спели Ильдар Абдразаков и Алексей Марков

Благодаря Михаилу Булгакову «Фауст» Шарля Гуно стал одним из ключевых текстов для русской музыкальной культуры. Мало того что сам писатель исполнял арии и напевал вальс из оперы французского классика (Булгаков с детства был меломаном, а в 1930-е работал в Большом театре), так еще и роман «Мастер и Маргарита» напрямую связан с оперой, есть упоминания о ней и в «Белой гвардии», и в повести «Тайному другу».

К счастью или нет, аргентинский дирижер Алехо Перес и австрийский режиссер Райнхард фон дер Таннен ничего об этом не знали, хотя и включили в число исполнителей российских певцов. Приступая к работе над зальцбургской постановкой, фон дер Таннен опирался на свой опыт – богатый как театрального художника и не столь впечатляющий как постановщика.

Результаты оказались предсказуемы – «Фауста» проще слушать, чем смотреть. Какое-то время залитая белым сцена Большого фестивального дворца производит впечатление, а от одетого в мешкообразные костюмы хора поначалу ожидаешь художественного подвоха (фон Таннен сам делал декорации и костюмы). Эстетику спектакля определяет мир цирка в целом и клоунов в частности. Поскольку мир Фауста (тенор Петр Бечала) и особенно Мефистофеля (бас Илья Абдразаков) плохо вяжется с миром шутов, из партитуры целиком изъяли Вальпургиеву ночь, изменился и порядок сцен – уличная опережает сцену перед храмом. Вторжения в оперу Гуно происходят часто, они не всегда оправданны. Зальцбургский спектакль – из разряда «текущего репертуара», все умело, все пригнано, поют хорошо, сцена не раздражает. Говорят, правда, на премьере режиссера освистали, но вряд ли потому, что публика в зале ждала от оперы интерпретации, а не простого визуального комментария к музыке, который возобладал в этом году на фестивале. В отличие от драмы опера мало приспособлена к использованию видео- и клиповой эстетики, к работе с камерой в режиме онлайн и принципу быстрой сменяемости кадров. Фон дер Таннену ближе классический театр, но мизансцены «Фауста» отражают заторможенность и банальность режиссерской мысли. Спускающийся из-под колосников огромный скелет без головы, равно как и органные трубы, пронзающие сверху сцену, словно вывалившиеся из шкатулки иголки, радуют глаз, но не в силах скрыть концептуального провала, от которого фон Таннена не спасла его многолетний соратник Биргит фон дер Таннен – работающая в гимназии в берлинском Кройцберге и помогающая мужу в оперных постановках как драматург. «Фауст» сводится к мелодраме, и вряд ли решающим аргументом окажется хороший набор певцов, пытающийся примирить с рутинностью происходящего: кроме Бечалы это хорошо звучащие, но выглядевшие несколько зажато итальянская сопрано Мария Агреста в партии Маргариты и Ильдар Абдразаков; больше радует Валентин – петербургский баритон Алексей Марков уже пел эту партию в Метрополитен-опере.

Венский филармонический оркестр, возглавляемый не очень известным аргентинцем Алехо Пересом (его карьера развивается в основном в Европе), в очередной раз показывает класс: точно выверенный звук, уважительное отношение к певцам, ощущение стабильности, даже когда речь идет о не претендующей на откровения будничной работе.

Почему в Зальцбурге такую сложную оперу, как «Фауст» (в каком-то смысле его можно сравнить с «Евгением Онегиным» – та же невозможность передать в либретто величие оригинала, та же спасительная роль музыки) – доверили человеку, знаменитому декорациями и костюмами, а не постановками? Кому-то хотелось невыгодного сравнения с Экс-ан-Провансом?

«Фауст» стал последней фестивальной премьерой этого лета (за ним последовала «Вестсайдская история», но ее уже показывали на Троицыном фестивале Чечилии Бартоли в мае). Ни один из спектаклей, поставленных при Александре Перейре и исполнявшем вслед за ним обязанности интенданта Свен-Эрике Бехтольфе, на сценах Зальцбурга при новом интенданте Маркусе Хинтерхойзере больше не появится. Понятно почему.

Зальцбург

Фестиваль продлится до 31 августа

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more